Летающий Цирк Монти Пайтона/Monty Python's Flying Circus (1969/70/71/72)

Jun 04, 2012 03:40

Летающий Цирк Монти Пайтона/Monty Python's Flying Circus (1969/70/71/72)

Режиссёры: Йен МакНотон (Ian MacNaughton), Джон Ховард Дэвис (John Howard Davies)
Страна: Великобритания
Годы выпуска: 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974
Авторы сценария: Грэхем Чэпмен (Graham Chapman), Джон Клиз (John Cleese), Дуглас Адамс (Douglas Adams), Нейл Иннес (Neil Innes), Майкл Пэллин (Michael Palin), Терри Гиллиам (Terry Gilliam), Терри Джонс (Terry Jones), Эрик Айдл (Eric Idle)
В ролях: Грэхем Чэпмен (Graham Chapman), Джон Клиз (John Cleese), Дуглас Адамс (Douglas Adams),  Майкл Пэллин (Michael Palin), Терри Гиллиам (Terry Gilliam), Терри Джонс (Terry Jones), Эрик Айдл (Eric Idle), Конни Бут (Connie Booth), Кэрол Кливленд (Carol Cleveland)
Аниматор: Терри Гиллиам (Terry Gilliam)
Жанр: tv, комедия, сериал, скетчком
Страница на imdb

Это двенадцатиэтажный дом, соединяющий черты неогеоргианского стиля с эффективностью новейших технологий. Жильцы входят сюда и перемещаются по коридору с помощью конвейера, вдоль стен, разукрашенных средневековыми сюжетами, к вращающимся ножам. Последние двадцать футов коридора полностью звукоизолированы. Кровь стекает по этим стокам, а изуродованная плоть с хлюпаньем...

Собственно говоря, это и есть "Монти Пайтон", последующие полнометражные фильмы  составляют лишь малую часть их творчества. Четыре сезона, 46 серий, одни сутки  и  ещё два часа беспрерывного просмотра, главные, если не единственный претендент на звание лучшего абсурдистского комедийного сериала в истории человечества.
И что странно, хотя прошло уже больше трёх десятилетий, и сотни различных авторов честно пытались переплюнуть этот сериал, но на деле у них так и не возникло ни одного реального конкурента. Даже близко. Помню, когда я первый раз посмотрел несколько их скетчей, показанных в новогоднюю ночь, то потом долго пытался понять, почему современное телевидение настолько жалко смотрится на  фоне этого, снятого задолго до моего рождения, шоу.

Главное впечатление от просмотра всего сериала - постмодерн в чистом виде, реализованный тогда, когда этот термин ещё не был опошлен множеством глупых интерпретаторов. Даже странно, почему до сих пор ни один зануда из поструктуалистов не написал большой и скучной книги, подробно анализирующей философский смысл каждого скетча. Если я когда нибудь превращусь в подобного философа - точно засяду за написание.  Для начала хотя бы о влиянии Анри Бергсона и его концепции смеха как социального механизма, наказывающего членов коллектива за негибкость, на Джона Клиза и всё шоу в целом. Клиз - открытый поклонник Бергсона, про Бергсона неоднократно шутилось в сериале. И книгу Бергсона "Смех/Rire" (1900), можно буквально иллюстрировать фрагментами сериала.
Впрочем настоящее достижение "Монти Пайтон" заключается в том, что этот проект оказался одним из первых зрелых постмодернистских произведений искусства. Их уникальность -  в их таланте проводить деконструкцию телевизионных форматов изнутри телевидения. Абсолютное большинство их скетчей пародировало различные телепрограммы и телефильмы. Даже когда они иронизировали над современным им кино, они это делали через показ "телепередач" про Висконти, Пекинпу, Пазолини и "новую волну". Кстати, скетч про Пекинпу сильно повлиял на gore комедии, по крайней мере юный Питер Джексон был потрясён потоками крови на экране.
Практически "Монти Пайтон" были чем то вроде медиавируса, внедрившегося в телеэфир. Странно, но как минимум один из команды, Пэллин  утверждал, что принципиально не смотрит телевидение:
"Нет, я его почти не смотрю. Мы оказались на пороге эры, когда объем информации резко вырос, издается куча новых книг и журналов. Открывается еще один канал, а времени на то, чтобы все это смотреть и читать, все меньше. При этом я обнаружил,что стараюсь ограничить потребление именно телевидения. Большинство из того, что там показывают, вторично и скучно."
Про остальных я такого не нашёл, но учитывая их весьма заметный снобизм выпускников Оксфорда и Кэмбриджа (У всех основных участников команды высшее образование, Клиз - юрист, Чэпмен - медик, вышеупомянутый Пэллин - историк а Джонс и Айдл - филологи. Только американец Гилиам оказался банальным политологом) вполне можно предположить, что они занялись этим проектом во многом из неприязни к современному им телевидению. Уже в первом выпуске они шутили на тему Пикассо и Кандинского, затем уровень и сложность их шуток только возрастали. Разумеется далеко не все зрители BBC могли понять всех их шуток на тему Пруста, Сарта, Жене и Бергсона. Были даже возмущённые письма в газеты по этому поводу. Но весь их снобизм и неприятие окружающего мира не отменяет того простого факта, что эти ребята были представителями первого телевизионного поколения. Они росли вместе с телевидением. И они попытались, повзрослев, сделать его тоже взрослым.
На мой взгляд, телевидение трудно анализировать как вид искусства по одной причине: слишком трудно понять, что именно является произведением этого искусства. Даже фрагмент из романа или рассказа всё равно остаётся литературой, обрывок мелодии - музыкой, фрагмент картины - живописью. Но телесериал, изданный на DVD, без рекламы и прочих составляющих, становится просто длинным фильмом. Видеоклип, так же выведенный за рамки ТВ, превращается в короткий музыкальный фильм. Телепрограммы? Может быть. Но по настоящему близко к понятию приближаются лишь отдельные документальные передачи, ведь трудно воспринимать как искусство вырванный из контекста выпуск новостей или телешоу. На мой взгляд, произведением искусства в контексте телевидения является сам телеэфир. Эфирное время. И "Монти Пайтон" своей имитацией скоростного переключения каналов и широкой панорамой пародий на популярные шоу и передачи представляют собой законсервированный сгусток эфирного времени BBC конца шестидесятых и начала семидесятых. Это произведение искусства, которое могло возникнуть только на телевидении, и даже изданное на двд оно остаётся телешоу и только телешоу.
Жаль, что они продержались всего четыре сезона и столь резко закончились. Пэллин объяснял это тем, что ВВС постепенно начали пытаться вводить цензуру, что естественно не понравилось участникам. На самом деле проект просто исчерпал себя. Вся эта слаженная команда работала отлично, пока была вместе, но за столько лет они успели устать друг от друга. И уход Клиза в четвёртом сезоне всё сразу сломал. Четвёртый сезон, на фоне первых трёх, совершенно гениальных сезонов, смотрится ужасно. Судя по нему Клиз отвечал в команде за правильные окончания скетчей. Без него шутки длились и длились, пока полностью не исчерпывали весь смысл.
Результат - совершенно уникальный пример телевизионного проекта, отрицавшего саму суть телевидения и ставшего в итоге действительно высоким искусством, причём именно телевизионным искусством, нигде больше подобное возникнуть бы просто не смогло. Практически полное отсутствие не смешных скетчей, совершенно гениальная авангардная анимация Гилиама, отличная актёрская игра всех участников команды. Лучший сезон - второй. Серии "The Spanish Inquisition" и, в особенности, невероятный "Scott of the Antarctic" входят в число самых смешных вещей, которых я когда либо видел.

Безусловный шедевр.
(
Comments
|Comment on this)

Великобритания, рецензия, 1972, 1973, комедия, 1974, 1971, 1969, 1970, tv, сериал

Previous post Next post
Up