Оборона Севастополя (1911)

May 11, 2012 00:31

Оборона Севастополя (1911)

Режиссёры: Александр Ханжонков, Василий Гончаров
Страна: Россия (Российская Империя)
Год выпуска: 1911
Авторы сценария: Александр Ханжонков, Василий Гончаров
В ролях: Александра Гончарова, Андрей Громов, Арсений Бибиков, Борис Горин-Горяйнов, Иван Мозжухин, Павел Бирюков
Жанр: военный, исторический, кинопримитив, немое кино
Страница на imdb

Прямой предок нынешних российских патриотических блогбастеров. Масштабный, пафосный и глупый, очаровательная вещь.
Как часто бывает с фильмами той далёкой эпохи - личности авторов едва ли не интереснее конечного продукта. Во первых - Ханжонков, казак ветеран, тяжело раненый в русско-японскую войну и основавший свою кинокомпанию на подъёмные после увольнения из армии. До революции его кинокомпания была фактическим монополистом в русском кинематографе, ближайший конкурент, Дранков, на самом деле совсем не дотягивал.
Во вторых - мой любимец, Гончаров. Этого типа я просто обожаю, удивительный был персонаж. Бездарный как Дарья Донцова и безумный как мартовский заяц. Но при этом обладавшей таким уровнем энергичности и нестандартности мышления, что без его участия русского кино просто бы не появилось. Первый русский сценарист, и один из первых режиссёров. И то и другое - на запредельно плохом уровне, но при этом все его фильмы, которые я видел, просто замечательны. Просто Эдвард Вуд русского немого кино.
И этот фильм тоже возник как результат энергичной эксцентричности Гончарова. Именно Гончаров добился разрешения от Императора разрешения на съёмки на местах сражения, и даже договорился о частичном финансировании из казны. При этом Ханжонков его послал в Петербург с этим поручением просто с целью избавится от назойливых предложений, полностью уверенный в неминуемом провале. Ещё один пример того, как иногда бывает важно быть настойчивым и игнорировать благоразумных.
Результат - первый в истории российского кино полнометражный фильм. С очень масштабными для своего времени съёмками.
На самом деле, всё не так уж и круто, но всё равно внушает. Стиль фильма можно определить как типичный фильм Гончарова, быстро и халтурно снятые иллюстрации к историческим книгам, но растянутые до уровня полнометражного кино. И, естественно, переполненные пафосом и имперским духом.
Как произведение искусства этот фильм конечно не выдерживает критики. Но как артефакт - очень радует. Солдаты бегают, танцуют, стреляют. Адмиралы героически гибнут. Весь набор.
Я уверен, что когда нибудь, в будущем, российское кино всё же вспомнит, кто его создал. И кто нибудь снимет большой байопик про жизнь и смерть Василия Гончарова. Он закончится как фильм "Эд Вуд/Ed Wood", премьерой главного фильма героя и огромным успехом. Только в случае Гончарова и успех, и императорские награды, были абсолютной правдой.

(
Comments
|Comment on this)

Александра Гончарова, рецензия, 1911, немое кино, военный, Андрей Громов, Россия, исторический, Василий Гончаров, кинопримитив, Российская Империя, Александр Ханжонков

Previous post Next post
Up