Оборона Севастополя (1911)
Режиссёры:
Александр Ханжонков,
Василий ГончаровСтрана:
Россия (
Российская Империя)
Год выпуска:
1911Авторы сценария:
Александр Ханжонков,
Василий ГончаровВ ролях:
Александра Гончарова,
Андрей Громов,
Арсений Бибиков,
Борис Горин-Горяйнов,
Иван Мозжухин,
Павел БирюковЖанр:
военный,
исторический,
кинопримитив,
немое киноСтраница на imdb Прямой предок нынешних российских патриотических блогбастеров. Масштабный, пафосный и глупый, очаровательная вещь.
Как часто бывает с фильмами той далёкой эпохи - личности авторов едва ли не интереснее конечного продукта. Во первых - Ханжонков, казак ветеран, тяжело раненый в русско-японскую войну и основавший свою кинокомпанию на подъёмные после увольнения из армии. До революции его кинокомпания была фактическим монополистом в русском кинематографе, ближайший конкурент, Дранков, на самом деле совсем не дотягивал.
Во вторых - мой любимец, Гончаров. Этого типа я просто обожаю, удивительный был персонаж. Бездарный как Дарья Донцова и безумный как мартовский заяц. Но при этом обладавшей таким уровнем энергичности и нестандартности мышления, что без его участия русского кино просто бы не появилось. Первый русский сценарист, и один из первых режиссёров. И то и другое - на запредельно плохом уровне, но при этом все его фильмы, которые я видел, просто замечательны. Просто Эдвард Вуд русского немого кино.
И этот фильм тоже возник как результат энергичной эксцентричности Гончарова. Именно Гончаров добился разрешения от Императора разрешения на съёмки на местах сражения, и даже договорился о частичном финансировании из казны. При этом Ханжонков его послал в Петербург с этим поручением просто с целью избавится от назойливых предложений, полностью уверенный в неминуемом провале. Ещё один пример того, как иногда бывает важно быть настойчивым и игнорировать благоразумных.
Результат - первый в истории российского кино полнометражный фильм. С очень масштабными для своего времени съёмками.
На самом деле, всё не так уж и круто, но всё равно внушает. Стиль фильма можно определить как типичный фильм Гончарова, быстро и халтурно снятые иллюстрации к историческим книгам, но растянутые до уровня полнометражного кино. И, естественно, переполненные пафосом и имперским духом.
Как произведение искусства этот фильм конечно не выдерживает критики. Но как артефакт - очень радует. Солдаты бегают, танцуют, стреляют. Адмиралы героически гибнут. Весь набор.
Я уверен, что когда нибудь, в будущем, российское кино всё же вспомнит, кто его создал. И кто нибудь снимет большой байопик про жизнь и смерть Василия Гончарова. Он закончится как фильм "Эд Вуд/
Ed Wood", премьерой главного фильма героя и огромным успехом. Только в случае Гончарова и успех, и императорские награды, были абсолютной правдой.
(
Comments |
Comment on this)