Дерево Герники/L'arbre de Guernica (1975)
Режиссёр:
Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal)
Страна:
Франция,
ИталияГод выпуска:
1975Автор сценария:
Фернандо Аррабаль (Fernando Arrabal)
В ролях:
Марианджела Мелато (Mariangela Melato),
Рон Фабер (Ron Faber),
Косимо Чиньери (Cosimo Cinieri),
Рокко Фонтана (Rocco Fontana),
Франко Рессель (Franco Ressel),
Марио Новелли (Mario Novelli)
Жанр:
авангард,
сюрреализм,
драмаСтраница на imdb Третий фильм очень ценимого мной писателя и режиссёра. И последний снятый им в семидесятые. В данной работе Фандо опять возвращается к самой больной для себя теме, гражданской войне в Испании и поражении Республики. В принципе, эта тема была ключевой уже в его дебютном "Да Здравствует Смерть/
Viva la muerte", только там она была решена чере призму личного опыта. Если вкратце - его отец, коммунист, исчез в франкистской тюрьме, куда его отправили по доносу жены, матери Аррабаля. С тех пор ненависть к консерваторам, поиски отца и смесь любви и презрения к матери пропитывает буквально всё творчество данного автора. "Да Здравствует Смерть/
Viva la muerte" была интерпретацией этой личной истории, в "Дереве Герники" дана попытка интерпретировать историю страны в целом. Интерпретация дана довольно лобовая, хорошие люди из деревни Вилла Ромеро до последнего патрона воюют с франкистами, пала вся страна, но Вилла Ромеро будет стоять до конца. Ещё немного, и получилась бы пафосная агитка, тем более что похоже, будто именно её снять и пытались. Но Аррабаль для такого слишком сложен. Всё таки это "Паника".
Здесь я хочу сделать шаг в сторону и сформулировать для себя, в чём коренное отличие между двумя режиссёрами из движения "Паника", Аррабалем и Ходоровски. В принципе, и Фернандо и Алехандро - постсюрреалисты, "Паника" была пожалуй последней удачной попыткой развить черты классического сюрреализма и близких к ним направлений вроде "Театра Жестокости" Арто. И разумеется, что как режиссёры они испытали явное влияние раннего Бунюэля, а значит и его постсюрреалистического натурализма. Но в этом и отличие. Аррабаль - именно натуралист, в то время как Ходоровски склоняется к более эзотерическому мировоззрению. Ходоровски использует все черты натурализма, но для него "изначальный мир" - это то, что преодолевает герой на пути духовной инициации. Ходоровски мыслит вселенную скорее иерархически, как и полагается мистику. Аррабаль же словно зачарован этой самой изначальной материей и дикостью инстинктов. В его самом "эзотерическом" фильме, "И Я Поскачу Как Бешенный Конь/
J'irai comme un cheval fou" искупление оказывается полным слиянием с изначальным миром, в самом прямом смысле, через пожирание тела грешника олицетворяющим природу карликом. В свою очередь самый натуралистический фильм Ходоровски, "Фандо и Лиз/
Fando y Lis" , с его бесконечным блужданием по пустыне в напрасных поисках инициатического выхода, является экранизацией пьесы Аррабаля.
Так вот, "Дерево Герники", не смотря на весь свой политический романтизм, так же укладывается в эту схему. Оно является фактическим продолжением основных тем самого натуралистического фильма раннего Бунюэля, псевдодокументальной короткометражки "
Лас Урдес, Земля без Хлеба/
Las Hurdes" Тот же прокоммунистический пафос смешанный с демонстрацией ужасов и уродств. Особенно знаковые тут карлики, ставшие в "Древе" одними из ключевых фигур. Результат - все всплески садизма и богохульства. регулярно взрывающие структуру фильма оказываются здесь более естественны, чем героическое поведение части персонажей.
В результате получилось очень сильное, но одновременно очень жуткое кино. Хотя у раннего Аррабаля по другому и не бывает. Сцена в церкви запомнится надолго, так же как и коррида с убиваемыми на сцене карликами вместо быков. Реальная удача, богохульные картины главного героя, с распятым Франкенштейном.
Короче, христианам и моралистам лучше не смотреть. Остальным - на свой страх и риск.
Мне понравилось.
(
Comments |
Comment on this)