Трактора (1987)
Режиссёры:
Глеб Алейников,
Игорь АлейниковСтрана:
СССРГод выпуска:
1987Текст читают:
Борис Юхананов,
Игорь Кечаев,
Лариса Бородина,
Петр ПоспеловЖанр:
авангард,
короткометражка,
параллельное киноПроизводство:
Сине ФантомНемного настоящего синефантома на пробу. Двенадцать минут чистого советского авангарда. В своё время именно с этого фильма я начал смотреть и пытаться понять феномен московской школы "параллельного кино".
При первом просмотре впечатление было двойственным. Очень двойственным.
Сначала было немного скучно. Нам несколько минут просто показывают как едут трактора. И демонстрируют картинки из книг с всё теми же тракторами. И говорят на этом фоне соцреалистические речи о сельском хозяйстве и роли тракторов в жизни страны. Соц-арт во всей его мощи, когда нет разницы между пародией и объектом пародии. Эту часть можно было бы спокойно пускать на советском телевидении.
Потом видеоряд, плавно и незаметно, становится гипнотическим. И речи, в лучших традициях рассказов Сорокина, уходят в полное безумие. Конкретно в депрессивный психоз у декламатора мужчины и в сексуальное влечение к машине у женщины. Эта часть фильма, безусловно, самая сильная. Можно найти параллели даже с Баллардом и Кроненбергом. Главный плюс - текст читают очень хорошие актёры из "Театр Театр", в том числе и сам Юхананов, бывший тогда на пике своего таланта.
В конце всё снова возвращается к чистому соц-арту. Звучит бравурная песня с явно ироничным текстом про то, как наш трактор летает в космосе. И долго показывают СССР, с пионерами и ракетами. В современном фильме эта часть явно была бы знаком ностальгии, но на момент выхода фильма, я думаю, данный образный ряд вызывал совсем другие чувства.
Хороший фильм. После знакомства с другими фильмами братьев Алейниковых этот фильм выглядит прямым предшественником их фильма "
Трактористы 2" (
imdb) и только немного не дотягивает до лучшего их фильма "Я холоден, ну и что?". Наверное главный плюс "Тракторов" - полное отсутствие "срежиссированных", игровых эпизодов. Обычные съёмки работающей техники на фоне хорошего текста дают куда более сильный эффект, чем все попытки сознательно снять нечто безумное.
Хороший фильм.
(
Comments |
Comment on this)