Шоковый Коридор/Shock Corridor (1963)
Режиссёр:
Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller)
Страна:
СШАГод выпуска:
1963Автор сценария:
Сэмюэл Фуллер (Samuel Fuller)
В ролях:
Джеймс Бест (James Best),
Джин Эванс(Gene Evans),
Констанс Тауэрс (Constance Towers),
Питер Брек (Peter Breck)
Жанр:
детектив,
драма,
нуарПроизводство:
Leon Fromkess-Sam Firks ProductionsСтраница на imdb Реальная история. В начале марта 2004 года я лежал на кровати в легендарной рижской психиатрической больнице на улице Твайка. Я не был на излечении, наоборот, меня и моего подельника проверяли врачи по просьбе прокуратуры, которая очень надеялась, что у нас что-нибудь найдут (Наше дело разваливалось не доходя до суда, и это был для них последний шанс закрыть его без лишнего шума). За спиной уже было семь месяцев тюремного заключения, полгода строгого полицейского надзора, когда ты должен отмечаться в полиции каждый день и каждый вечер быть дома на случай проверки. И вот ещё три недели экспертизы в психушке. Всё перечисленное порядком истрепало мне нервы, но учитывая ситуацию я старательно играл роль уравновешенного оптимиста, в чём мне немало помогал внимательно прочитанный учебник по судебной психиатрии.
И вот, раннее утро. Я лежу закрыв глаза, но уже проснувшись. Ясно помню, кто я и где нахожусь. Но очень боюсь открыть глаза, потому что там снаружи происходит что-то жуткое. Через силу открываю, и обнаруживаю себя в совершенно незнакомом месте. Огромная палата, стена из кирпичей, причём часть развалилась. стоят бесконечные ряды кроватей. На соседней койке один из товарищей по несчастью занимается сексом, я откуда то знаю, что с женой. Врываются санитары, я почему-то начинаю с ними драться. И просыпаюсь.
Незнакомая комната. На стене ковёр. Дверь открыта, там стоят две женские фигуры. Я не помню их лиц, но знаю, что это мои родственники. Мать, и её сестра. Но лица незнакомы. Они стоят, и глядят на меня с ужасом. Спрашиваю, что случилось? В ответ: "разве не помнишь?". Ты буянил всю ночь, рубил топором двери, пытался изнасиловать родную тётю. Я пытаюсь объяснить, что мне просто снился кошмар, будто я с кем то дерусь в психушке. И тут замолкаю, поняв что сошёл с ума. По настоящему. И что всё, что творилось в последний год было только бредом. сейчас у меня минутная ремиссия, после которой я вновь упаду туда. Я застываю от ужаса. И просыпаюсь в палате на Твайке, среди людей проходивших экспертизу.
Только через двадцать минут я поверил, что это уже не сон. В любом случае, это был самый жуткий кошмар в моей жизни.
Почему я это вспомнил? Потому что ощущение от шедевра Фуллера, точнее переданное им настроение, в точности совпало с этими воспоминаниями. Я видел много фильмов о психбольницах, в основном они показывают эти милые заведения как метафоры взаимоотношения власти и общества, тот же "Пролетая над Гнездом Кукушки/
One Flew Over the Cuckoo's Nest" является блестящим образцом. Но внешне простой детектив Фуллера сумел уйти намного глубже, показав дурдом как метафору реальности вообще, как то место где люди осознают этот мир во всей его жестокости и абсурде, и уходят в спасительное безумие, чтобы хоть так игнорировать открывшуюся истину. И лишь иногда, выкинутые цветными снами обратно, они произносят монологи о своей жизни до.
Формально это детектив. Причём как детектив этот фильм совсем не смотрится. Загадочное убийство в психбольнице, три абсолютно невменяемых свидетеля, амбициозный журналист решающий внедрится в больницу под видом пациента. С точки зрения медицины фильм тоже слабоват, ну не похожи описанные заболевания на их реальные прототипы. Но блестящий художник "примитивист" Фуллер воспользовался фактурой для демонстрации своих крайне мрачных взглядов на человечество в целом. Истории рассказанные тремя свидетелями оказались куда важнее имени жалкого и глупого убийцы. Первый, деревенский парень попавший в плен на корейской войне и перешедший там на сторону красных. Просто так, потому что его всю жизнь кормили ложью и безразличием и он был перейти на сторону любого врага. Но он всё же вернулся на родину, ощутил там всю глубину презрения и спасся в бесконечной игре в Гражданскую Войну США. Прежде чем обвинять Фуллера в обычном пацифизме стоит учесть, что он прошёл всю вторую мировую, дрался в Северной Африке и Европе в Первой пехотной дивизии и был награжден Бронзовой Звездой, Серебряной Звездой и Пурпурным сердцем. Этот гад знал, про что снимал.
Второй свидетель, первый негр поступивший в университет на Юге и всё же сломавшийся на экзаменах и ставший для себя частью толпы, травившей его.
"Одна женщина подняла своего ребёнка, что бы он мог ударить меня по лицу."
Третий, учёный ядерщик, работавший над бомбой, который предпочёл убежать в своё детство. И журналист Джонни Барретт, который выслушал их исповеди в тьме бесконечного коридора и узнал куда больше, чем мог осознать.
Шедевр.
Единственный известный мне фильм, действительно описавший ощущение, возникающее у психически здорового человека запертого в одном помещении с уже заболевшими. Ощущение того, как из десятков замкнутых миров, чьи носители спят рядом с тобой, в твои сны крадётся безумие.
На экспертизе меня, если кто не в курсе, признали нормальным и отпустили.
(
Comments |
Comment on this)