Красные Дьяволята / Tsiteli eshmakunebi (1923)
Режиссёр:
Иван ПерестианиГод выпуска:
1923Страна:
СССР (
Грузинская ССР)
Авторы сценария:
Иван Перестиани по повести
Павла БляхинаАктёры:
Константин Давыдовский,
Павел Есиковский,
София Жозеффи,
Кадор Бен-СалимЖанр:
истерн,
комедия,
немое кино,
приключенияПроизводство:
Kinos SeqtsiaСтраница фильма на imdb Всё таки и до Кулешова в СССР снимали хорошие фильмы.
Иван Перестиани был уже вполне опытным сценаристом, актёром и режиссёром. До Дьяволят у него уже было снято десять собственных фильмов.
Как и большинство заметных авторов дореволюционного кино, Перестиани был тесно связан со студией Хажонкова, писал сценарии и играл в фильмах Бауэра. Особенно хочу отметить один конкретный фильм, "Революционер"(
imdb) 17 года, снятый после февральской революции. В нём будущий воспеватель Будёного играл старого народника, который возвращается с каторги и перевоспитывает своего сына, заражённого антипатриотической ересью большевизма. В финале старый революционер с перековавшимся сыном уезжают на фронт, воевать за Временное Правительство. Некоторые люди быстро приспосабливаются к любой власти.
При советах его занесло в родную Грузию, где он и стал снимать уже коммунистические фильмы.
И одним из лучших подобных фильмом стала экранизация абсолютно бездарной, хотя и странной повести некого Бляхина.
"В сознании ребят современные события и герои гражданской
войны так причудливо переплелись с книжными образами, что они уже и
сами не знали, где кончается чудесная сказка и вымысел, а где
начинается подлинная суровая жизнь. В разговорах между собою они
создали даже свой особый язык, заимствованный у индейцев Фенимора
Купера и Майн Рида, понятный только им одним. Красноармейцев они
называли краснокожими воинами, белых контрреволюционеров - бледнолицыми
собаками. Белогвардейский генерал Врангель получил кличку Черного
Шакала, бандита Махно окрестили именем злого и коварного апаха -
Голубой лисицей. Знаменитый командарм Первой Конной Армии Буденный
носил у них имя храброго предводителя одного из индейских племен -
Красного Оленя и т.п. А Ленина… иначе и не называли, как Великий Вождь
краснокожих воинов"
Как ни странно, фильм получился отличным. Одним из субжанров советского кино был так называемый "истерн", нечто вроде вестерна только на тему гражданской. Так вот Красные Дьяволята могут смело считаться отцом данного жанра.
Эстетика Фенимора Купера на войне против батьки Махно. Куча угарных эпизодов, особенно хорош негр красноармеец, служащий в разведке. Да и сам Махно получился своеобразным, злобный карлик, в течении всего сюжета расстреливавший (как чужих, так и своих), пытавший (одну из трёх героев) , бивший попов ногой в живот и пытавшийся изнасиловать дочку мельника. Разумеется, не стоит искать в этом карикатурном злодее "Голубом Лисе" черты исторического батьки. Пропаганда есть пропаганда.
В целом фильм оказался бодрым, живым и динамичным, даже идиотский финал его почти не испортил.В финале Махно поймали и в мешке к Будёному привезли. Много удачных комедийных моментов, хорошие трюки... Всё замечательно. И уж точно на порядок лучше поздне-советского фильма"Неуловимые Мстители"(
imdb).
(
Comments |
Comment on this)