Тартюф/Herr Tartuff (1925)
Режиссёр:
Фридрих Вильгельм Мурнау (F.W. Murnau)
Страна:
ГерманияГод выпуска:
1925Автор сценария:
Карл Майер (Carl Mayer) по пьесе
МольераВ ролях:
Андре Маттони (André Mattoni),
Вернер Краус (Werner Krauss),
Лил Даговер (Lil Dagover),
Роза Валетти (Rosa Valetti),
Херман Пича (Hermann Picha),
Эмиль Яннингс (Emil Jannings)
Оператор:
Карл Фройд (Karl Freund)
Продюсер:
Эрих Поммер (Erich Pommer)
Жанр:
драма,
немое киноСтраница на imdb Этот фильм обычно упоминают как проходной в творчестве Мурнау.
Утверждают, что он был снят только с целью поправить финансовые дела.
Может быть, но уровень Мурнау как режиссёра столь огромен, что даже
"проходная" картина обязательна к просмотру. Впрочем тут не только имя
режиссёра возбуждает интерес. В фильме набрана такая фантастическая
команда, что просто необходимо увидеть, что может снять такое количество
однозначных гениев. Режиссура - Мурнау. Сценарий - Карл Майер,
однозначно лучший сценарист веймарской Германии. Оператор - великий Карл
Фройд. Главные роли - Эмиль Яннингс и Вернер Краус. Ну как можно пройти
мимо такого? Даже в снятом следом "
Фауст - Одна Немецкая Народная Легенда/
Faust - Eine deutsche Volkssage" команда не столь мощная.
Сюжет
Мольера сильно изменён и упрощён. Мурнау попытался сделать историю
современной, показав лицемерие как силу, развращающую германское
общество. Поэтому текст собственно пьесы обрамляет история вздорного
старика, попавшего под контроль своей экономки. Старик изгоняет
наследника, ставшего актёром, и переписывает завещание на экономку. Не
зная, что она его травит. Актёр переодевается в бродячего прокатчика
фильмов. (Именно так, фильмы показываются как средневековый кукольный
театр, неужели такие люди были в реальности?) И демонстрирует сильно
сокращённую историю религиозного лицемера, пробравшегося в дом глупого
богача.
Вступительная история напоминает скорее Пабста и позднего
Ланга. Пьеса тоже не особо изощряется в визуальных изысках, хотя на
сайтах, продающих двд от бракоделов из Светлы обещают"необычные углы камеры, неестественно
поставленные ракурсы и паукообразные тени" но де факто всего
перечисленного практически нет, всё сделано стильно и со вкусом. Вообще
интересно, для продажи немецкого немого кино его описывают более
авангардным, чем оно есть на самом деле.
Визуальный ряд, впрочем,
очень хорош. И декорации и камера на высшем уровне. Актёры? Яннингс по
моему просто не умел плохо играть, да и роль ему идеально подходит по
фактуре. Краус смотрится бледнее, но так и надо по сюжету.
В итоге я не понимаю, за что его так часто упомнинают с пренебрежительным тоном. Да, это не шедевр уровня "Последний Человек/
Der letzte Mann и "
Фауст - Одна Немецкая Народная Легенда/
Faust - Eine deutsche Volkssage". Но работа очень и очень достойная.
P.S
Интересный отзыв Кракауэра:
Подобно
"Мышеловке" в "Гамлете", фильм внутри фильма выполняет просветительскую
миссию: в эпилоге охотника за богатой невестой выставляют за дверь. Но
изощренность постановки обесценила то, что Майер хотел сказать. От
рассказа, образующего рамку, критики отмахнулись как от архитектурного
излишества, а высшего напряжения "Тартюф" достигал в те моменты, когда,
по словам Пола Роты, демонстрировались высокое актерское мастерство и
декоративные изыски: "кружевной дамский халат в последнем эпизоде, в
спальной, узор на постельном покрывале, фарфоровые часы на камине и т.
д.". Это было мастерское театральное представление. И сколько камера ни
металась из стороны в сторону, она не могла использовать фигуру Яннингса
и других актеров в подлинно кинематографических целях - действия камеры
подчинялись Яннингсу и его партнерам. Таким образом, этот "Тюртюф", не
сумевший донести атмосферу лицемерия до зрителей, был по существу сам
Тартюфом, поскольку помогал публике сохранить в неприкосновенности то,
что накопилось в глубинах ее сознания.
"Охотника за богатой
невестой", похоже, оставим на совести переводчика, элементарно не
понявшего смысл переводимого описания фильма.
(
Comments |
Comment on this)