Тартюф/Herr Tartuff (1925)

Apr 19, 2011 19:11

Тартюф/Herr Tartuff (1925)

Режиссёр: Фридрих Вильгельм Мурнау (F.W. Murnau)
Страна: Германия
Год выпуска: 1925
Автор сценария: Карл Майер (Carl Mayer) по пьесе Мольера
В ролях: Андре Маттони (André Mattoni), Вернер Краус (Werner Krauss), Лил Даговер (Lil Dagover), Роза Валетти (Rosa Valetti), Херман Пича (Hermann Picha), Эмиль Яннингс (Emil Jannings)
Оператор: Карл Фройд (Karl Freund)
Продюсер: Эрих Поммер (Erich Pommer)
Жанр: драма, немое кино
Страница на imdb

Этот фильм обычно упоминают как проходной в творчестве Мурнау. Утверждают, что он был снят только с целью поправить финансовые дела. Может быть, но уровень Мурнау как режиссёра столь огромен, что даже "проходная" картина обязательна к просмотру. Впрочем тут не только имя режиссёра возбуждает интерес. В фильме набрана такая фантастическая команда, что просто необходимо увидеть, что может снять такое количество однозначных гениев. Режиссура - Мурнау. Сценарий - Карл Майер, однозначно лучший сценарист веймарской Германии. Оператор - великий Карл Фройд. Главные роли - Эмиль Яннингс и Вернер Краус. Ну как можно пройти мимо такого? Даже в снятом следом "Фауст - Одна Немецкая Народная Легенда/Faust - Eine deutsche Volkssage" команда не столь мощная.

Сюжет Мольера сильно изменён и упрощён. Мурнау попытался сделать историю современной, показав лицемерие как силу, развращающую германское общество. Поэтому текст собственно пьесы обрамляет история вздорного старика, попавшего под контроль своей экономки. Старик изгоняет наследника, ставшего актёром, и переписывает завещание на экономку. Не зная, что она его травит. Актёр переодевается в бродячего прокатчика фильмов. (Именно так, фильмы показываются как средневековый кукольный театр, неужели такие люди были в реальности?) И демонстрирует сильно сокращённую историю религиозного лицемера, пробравшегося в дом глупого богача.
Вступительная история напоминает скорее Пабста и позднего Ланга. Пьеса тоже не особо изощряется в визуальных изысках, хотя на сайтах, продающих двд от бракоделов из Светлы обещают"необычные углы камеры, неестественно поставленные ракурсы и паукообразные тени" но де факто всего перечисленного практически нет, всё сделано стильно и со вкусом. Вообще интересно, для продажи немецкого немого кино его описывают более авангардным, чем оно есть на самом деле.
Визуальный ряд, впрочем, очень хорош. И декорации и камера на высшем уровне. Актёры? Яннингс по моему просто не умел плохо играть, да и роль ему идеально подходит по фактуре. Краус смотрится бледнее, но так и надо по сюжету.
В итоге я не понимаю, за что его так часто упомнинают с пренебрежительным тоном. Да, это не шедевр уровня "Последний Человек/Der letzte Mann и "Фауст - Одна Немецкая Народная Легенда/Faust - Eine deutsche Volkssage". Но работа очень и очень достойная.

P.S
Интересный отзыв Кракауэра:
Подобно "Мышеловке" в "Гамлете", фильм внутри фильма выполняет просветительскую миссию: в эпилоге охотника за богатой невестой выставляют за дверь. Но изощренность постановки обесценила то, что Майер хотел сказать. От рассказа, образующего рамку, критики отмахнулись как от архитектурного излишества, а высшего напряжения "Тартюф" достигал в те моменты, когда, по словам Пола Роты, демонстрировались высокое актерское мастерство и декоративные изыски: "кружевной дамский халат в последнем эпизоде, в спальной, узор на постельном покрывале, фарфоровые часы на камине и т. д.". Это было мастерское театральное представление. И сколько камера ни металась из стороны в сторону, она не могла использовать фигуру Яннингса и других актеров в подлинно кинематографических целях - действия камеры подчинялись Яннингсу и его партнерам. Таким образом, этот "Тюртюф", не сумевший донести атмосферу лицемерия до зрителей, был по существу сам Тартюфом, поскольку помогал публике сохранить в неприкосновенности то, что накопилось в глубинах ее сознания.

"Охотника за богатой невестой", похоже, оставим на совести переводчика, элементарно не понявшего смысл переводимого описания фильма.

(
Comments
|Comment on this)

Карл Майер, драма, Вернер Краус, немое кино, Лил Даговер, Роза Валетти, рецензия, 1925, Карл Фройд, Фридрих Вильгельм Мурнау, Андре Маттони, Херман Пича, Мольер, Эмиль Яннингс, Германия, Эрих Поммер

Previous post Next post
Up