Посвящённый (1990)
Режиссёр:
Олег ТепцовСтрана:
СССРГод выпуска:
1990Автор сценария:
Юрий АрабовВ ролях:
Владимир Симонов,
Габриель Воробьев,
Гор Оганисян,
Любовь Полищук,
Сергей МаковецкийКомпозитор:
Сергей КурёхинХудожник:
Павел КаплевичЖанр:
арт-хаус,
мистикаПроизводство:
Ленфильм,
Троицкий мостСтраница на imdb Я люблю советское\российское кино конца восьмидесятых - начала
девяностых. И мне его очень жаль. Совершенно уникальное по степени
творческой свободы время, многие достижения которого остались почти
незамеченными.
Строго говоря тандем Олега Тепцова, Юрия Арабова и
Сергея Курёхина успел снять всего два фильма, и первый из них, Господин
Оформитель(
imdb) стал настоящим и заслуженным культом. Объективный шедевр. По
логике зрители должны были бы после этого хотя-бы попытаться понять их
следующую работу. Однако случилось то, что случилось, фильм приняли
только несколько критиков. Большинство отзывов оказались негативными, в
прокате фильм почти не прошёл и быстро исчез в запасники. Возможно
именно это и привело к отказу Тепцова продолжать снимать художественные
фильмы. Я нашёл пару отзывов того времени, в том числе и хвалебных. Это
тихий ужас:
«Ньяма» сталинизма и застоя оказалась куда более активной, чем попытка юного бунтаря противодействовать ей.
Оттого закономерна его гибель в финале."
Я бы после такого тоже перестал снимать, зачем метать бисер перед столь глупыми свиньями.
На
самом деле этот фильм - совершенно удивительный портрет поколения.
Первые пятнадцать минут я решительно не мог уловить нить происходящего
на экране (Что не удивительно, Арабов - пожалуй самый бескомпромиссный
сценарист российского кино, постоянный соавтор Сокурова. Он вообще не
пытается подстраиваться под зрителя). Но это мне почти не мешало, я
просто наслаждался визуальным рядом. То, что Тепцов - художник от бога
было ясно уже по его дебюту. Посвящённый - ещё более красив. Какой то
тёмной, размытой красотой. Кстати, довольно известный питерский
театральный художник-декоратор Павел Каплевич получил в этом фильме
должность «консультант по фантасмагории». Интересно, на его ли счёт
можно отнести высшие прорывы, вроде поразительного исполнения "Фауста"
любительским театром внутри огромного и пустого заводского помещения
(невероятный по силе эпизод).
Просматривая в сети материалы про
фильм я обнаружил, что информация имеется только со слов сценариста
Арабова. Курёхин давно мёртв, Тепцов молчит уже второе десятилетие. Зато
Арабов вполне активно разъясняет суть. По его словам он отрицательно
относится к фантастике в целом как к некому суррогату химических
наркотиков, но является поклонником «фантастического реализма»,
объясняющего реальную жизнь, внутри которой мы обитаем. Это и выражено в
его сценариях. Конкретно в «Посвящённом» он «пытался что-то сказать о
своем поколении, которое не способно к деятельности и, как ему тогда
казалось, не способно к насилию». Такое можно было придумать только в
самом конце восьмидесятых, уже когда фильм вышел, в девяностом году,
было очевидно что данное поколение оказалось весьма деятельным. В том
числе и в плане насилия.
Что интересно - Тепцов как будто
углубил изначальную концепцию. У него получился фильм о силе и отказе от
неё, как пути к смерти. Пожалуй получился вполне реалистичный фильм об
"ангелах истребления", точнее о людях, получающих от некой
нечеловеческой силы право убивать. Через бытовые детали словно сияет
изначальный ужас, не вербализуемый в словах и поступках. В обоих фильмах
Тепцова самые сильные моменты - вспышки энергии, прорывающиеся сквозь
материю и рвущие реальность вместе с переживающими этот момент
персонажами. Это чем то похоже на некий новый, оригинальный вариант
экспрессионизма. И в обоих фильмах это ощущение передано как визуально,
так и через действительно гениальную музыку Курёхина.
Сильная и трагически недооценённая работа.
(
Comments |
Comment on this)