Сломанные Побеги/Broken Blossoms (1919)

Sep 10, 2010 12:46

Сломанные Побеги или Жёлтый Мужчина и Девочка/Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl (1919)

Режиссёр: Дэвид Уорк Гриффит (D.W. Griffith)
Страна: США
Год выпуска: 1919
Автор сценария: Дэвид Уорк Гриффит (D.W. Griffith) по рассказу Томаса Бёрка (Thomas Burke)
В ролях: Дональд Крисп (Donald Crisp), Лилиан Гиш (Lillian Gish), Ричард Бартелмесс (Richard Barthelmess)
Оператор: Джей Битцер (G.W. Bitzer)
Жанр: драма, мелодрама, немое кино
Страница на imdb

У меня двойственное отношение к Гриффиту. С одной стороны - талантище, его вклад в развитие кино трудно переоценить. Человек практически в одиночку, за несколько лет развил короткие "примитивы" до уровня эпоса. Тот факт, что он как минимум один раз докатился до воспевания Ку-Клукс-Клана меня ни капли не смущает, мир был бы беднее без такого искусства.
С другой стороны - не люблю я мелодрамы, столь ценимые данным режиссёром. И его пристрастие к актрисам, изображающим "бедных овечек" тоже несколько раздражает. Но в случае с этим фильмом у меня, впервые, не возникло раздражения.
В познавательной книге Стивена Дилона "Дерек Джармен и Лиричное Кино/Derek Jarman and Lyric Film", Сломанные Побеги объявили едва ли не началом "поэтического кино". Гипотеза спорная, но процитированное там утверждение о том, что Гриффит был в первую очередь великим примитивным поэтом более чем точно. В этой же работе Дилон попытался объяснить единственный раздражающий меня аспект фильма - исключительно неудачные титры в духе "О, лилии и цветы сливы! О, серебряные потоки и полные звезд темные небеса!". Объяснение логичное:
"В рассказе Желтый человек - поэт, хотя и не осознает это. Все поэтические всплески в фильме идут практически непосредственно из рассказа. В фильме подчеркивается, что все эти восторженные поэтические строки идут от лица Желтого человека - это достигается тем, что эти интертитры помещены на фоне небольшой картинки в восточном стиле. Таким образом, эти стихи - не экстаз самого Гриффита, а исходят из загадочной и возвышенной души Желтого человека. Нам говорят, что Желтым человеком движет "едва заметный запах из его лилейной трубки, который, возможно, все еще сохранился в его мозгу". Это довольно скептическая редакторская ремарка, указывающая на источник поэзии."

В любом случае это вполне простительно, я не встречал ни одного американского фильма того периода, где титры были бы написаны хоть с тенью таланта.
В остальном фильм отличный. Это не уже не просто мелодрама, это именно драма. Поразительно, насколько этот фильм предугадывает направление будущего "фестивального арт-хауса". Межрасовый конфликт, отношения вечно одурманенного наркотиками романтика, приехавшего проповедовать "учение Будды" и забитой девочкой. 
И финальный всплеск насилия без тени хэппи-энда. Сейчас этот сюжет можно спокойно переснять в модной манере. И претендовать на призы. При этом снято всё действительно стильно. Даже ошеломительно.

И ещё одно. Фильм весьма жёстко выступает против расизма в Великобритании, но зная довольно правые взгляды Гриффита на историю Америки, этот аспект выглядит немного странным. Ещё страннее элементы сексуальной паталогии в фильме. Существуют утверждения, что вся романтика была нужна Гриффиту для "маскировки порочных педофилических фантазий". Сейчас педофилов под каждой кроватью видят, это уже даже скучно. Но мне всё же показалось, что сцены избиения девочки сняты, как бы это сказать помягче, очень страстно. Если не сказать больше. Биографы утверждают, что он на самом деле приказал на съёмках Криспу по настоящему избивать Лилиан. Вообще, персонаж Криспа, при всей его отрицательности, выглядит воплощением энергичности и витальности. Он не совсем вменяем, но силён и активен. В то время как китаец и девочка словно сломаны заранее, контуры людей. И это самый любопытный аспект, в "Рождении Нации/The Birth of a Nation" воплощением витальной и грубой энергии были показаны именно темнокожие. В свою очередь его ранний антирасистский и антиколониальный фильм "Взгляд Краснокожего/The Red Man's View" именно так, грубыми и дикими крестянами, показывает первых поселенцев. И противопоставляет им кротких и безобидных индейцев, не способных на самозащиту. Похоже, расизм Гриффита имел в своей основе скорее социальное происхождение.
Резюме:
Сильная и немного странная вещь. Шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

мелодрама, Ричард Бартелмесс, рецензия, драма, немое кино, Дональд Крисп, Дэвид Уорк Гриффит, США, Джей Битцер, 1919, Лилиан Гиш

Previous post Next post
Up