Юный Фриц (1943)
Режиссёры:
Григорий Козинцев,
Леонид ТраубергСтрана:
СССРГод выпуска:
1943Автор сценария:
Самуил МаршакВ ролях: ,
Михаил Жаров,
Лидия Атманаки,
Максим Штраух,
Михаил Высоцкий,
Янина Жеймо,
Всеволод Пудовкин,
Композитор:
Лев ШварцОператор:
Андрей МосквинХудожник:
Евгений ЕнейЖанр:
комедия,
пропаганда,
короткометражкаПроизводство:
ЦОКССтраница на imdb Середина великой войны.
Все фильмы стран, участвовавших в войне, снятые в те годы,
объединяет одно. Еле заметная неуверенность, сомнение в ближайшем
будущем, скрываемое за оболочой из пафосной пропаганды или эскапистской
фантазии. Даже сами авторы вряд ли всегда отдавали себе в этом отчёт. Но
в ситуации, когда идёт тотальная бойня, невозможно оставаться чистым
оптимистом, без подсознательного страха.
Благодаря примитивным расовым теориям противника, у многих советских
кинематографистов попросту не было шанса пережить возможное поражение
СССР. Что, в свою очередь, добавляло к пафосу совершенно естественную
злость, даже злобу. Кино, как оружие массового поражения. Такое, как
"Юный Фриц".
Этот короткометражный фильм возник благодаря популярному в то время
стихотворению Маршака, описывающему историю молодого нациста,
естественно, полного ничтожества. "Рада мама, счастлив папа: Фрица
приняли в гестапо". Стихотворение иллюстрировали Кукрыниксы, получилось
смешно. По логике, следующим шагом мог бы стать короткий мультфильм на
основе рисунков, мог бы получиться советский "Лицо Вождя/
Der Fuehrer's Face". Но
решили снимать фильм. Маршак дописал стихотворение, снимать стали
гениальные Траубэрг и Козинцев, за камерой встал их старый соратник
Москвин, набралась отличня актёрская команда, включая Жарова в роли
Фрица и Жеймо. Более того, в коротком эпизоде снялся сам Пудовкин. Надо
отметить, что после двадцатых, в которых лидеры ФЭКС Траубэрг и
Козинцев, а так же ученик Кулешова Пудовкин, заслуженно считались
авангардистами и формалистами, прошла целая эпоха. Советская цензура,
беспощадно борясь с формализмом в искусстве вообще, и в киноисусстве в
частности, странным образом оставляла режиссёров формалистских
экспериментов практически в покое. На фоне того, что творилось в
литературе, судьбы ключевых режиссёров эпохи выглядят на удивление
удачными. Словно кто-то сознательно пытался перевоспитать потенциально
полезных авторов. Траубэрг и Козинцев - идеальный пример. Нещадно
критикуемые хулиганы, какими они были в период творческого расцвета, к сороковым уже
давно превратились в добропорядочных режиссёров, лауретов и живых
классиков. Ожидать от них хулиганства не стоило. В теории.
На практике они сняли фильм, совершенно выпавший за рамки
соцреализма тридцатых/сороковых. Даже в бурные двадцатые ему трудно
найти адекватный аналог, разве что мультфильмы вроде "Межпланетной
Революции" (
imdb) сравнимы по бешенной энергетике. Представьте себе "Убей
Немца" Симонова, экранизированное в качестве комедии. Цирк шапито, в
котором, буквально, жонглируют человеческими черепами.
Фриц - недочеловек. Именно унтереньш, обезьяна, произошедшая от
человека. И вся его семья, все его предки такие же. Весь фильм
представляет собой череду сценок, демонстрирующих взаимодействие Фрица с
окружающим миром, он пьёт, пишет доносы, оскверняет статуи и так далее.
Особый акцент сделан на расизме и, конечно, антисемитизме. Все лишние
изыски отброшены, осталась голая пропаганда.
К примеру за камерой стоит старый участник ФЭКС Москвин, гениальный
оператор, один из лучших в истории русского/советского/российского кино,
вскоре снявший для Эйзенштейна обе части "Ивана Грозного"(
imdb)/(
imdb). Но с тем же
успехом на его месте мог бы быть любой ремесленник, статичная камера
просто фиксирует происходящее на сцене с сменющимися декорациями. То же
самое и с актёрами, только Жаров отрабатывает с начала до конца, у
большинства всего несколько минут экранного времени.
Ничего не отвлекает от кристально чистой пропаганды ненависти.
Фильм, в финале которого последнего недоистреблённого "фрица"
помещают в зоопарк, "потому что для науки всякий гад необходим",
смотрится очень дико по нынешним временам. Самое удивительное - что и по
тем тоже. Цензура сразу положила снятый фильм на полку, так и не
выпустив на экран. Явно не по идеологическим причинам.
Совершенно замечатльное кино, прекрасный образец "Социалистического Авангарда". Смотреть нужно.
(
Comments |
Comment on this)