Юный Фриц (1943)

Aug 05, 2010 12:49

Юный Фриц (1943)

Режиссёры: Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
Страна: СССР
Год выпуска: 1943
Автор сценария: Самуил Маршак
В ролях: , Михаил Жаров, Лидия Атманаки, Максим Штраух, Михаил Высоцкий, Янина Жеймо, Всеволод Пудовкин,
Композитор: Лев Шварц
Оператор: Андрей Москвин
Художник: Евгений Еней
Жанр: комедия, пропаганда, короткометражка
Производство: ЦОКС
Страница на imdb

Середина великой войны.
Все фильмы стран, участвовавших в войне, снятые в те годы, объединяет одно. Еле заметная неуверенность, сомнение в ближайшем будущем, скрываемое за оболочой из пафосной пропаганды или эскапистской фантазии. Даже сами авторы вряд ли всегда отдавали себе в этом отчёт. Но в ситуации, когда идёт тотальная бойня, невозможно оставаться чистым оптимистом, без подсознательного страха.
Благодаря примитивным расовым теориям противника, у многих советских кинематографистов попросту не было шанса пережить возможное поражение СССР. Что, в свою очередь, добавляло к пафосу совершенно естественную злость, даже злобу. Кино, как оружие массового поражения. Такое, как "Юный Фриц".
Этот короткометражный фильм возник благодаря популярному в то время стихотворению Маршака, описывающему историю молодого нациста, естественно, полного ничтожества. "Рада мама, счастлив папа: Фрица приняли в гестапо". Стихотворение иллюстрировали Кукрыниксы, получилось смешно. По логике, следующим шагом мог бы стать короткий мультфильм на основе рисунков, мог бы получиться советский "Лицо Вождя/Der Fuehrer's Face". Но решили снимать фильм. Маршак дописал стихотворение, снимать стали гениальные Траубэрг и Козинцев, за камерой встал их старый соратник Москвин, набралась отличня актёрская команда, включая Жарова в роли Фрица и Жеймо. Более того, в коротком эпизоде снялся сам Пудовкин. Надо отметить, что после двадцатых, в которых лидеры ФЭКС Траубэрг и Козинцев, а так же ученик Кулешова Пудовкин, заслуженно считались авангардистами и формалистами, прошла целая эпоха. Советская цензура, беспощадно борясь с формализмом в искусстве вообще, и в киноисусстве в частности, странным образом оставляла режиссёров формалистских экспериментов практически в покое. На фоне того, что творилось в литературе, судьбы ключевых режиссёров эпохи выглядят на удивление удачными. Словно кто-то сознательно пытался перевоспитать потенциально полезных авторов. Траубэрг и Козинцев - идеальный пример. Нещадно критикуемые хулиганы, какими они были в период творческого расцвета, к сороковым уже давно превратились в добропорядочных режиссёров, лауретов и живых классиков. Ожидать от них хулиганства не стоило. В теории.

На практике они сняли фильм, совершенно выпавший за рамки соцреализма тридцатых/сороковых. Даже в бурные двадцатые ему трудно найти адекватный аналог, разве что мультфильмы вроде "Межпланетной Революции" (imdb) сравнимы по бешенной энергетике. Представьте себе "Убей Немца" Симонова, экранизированное в качестве комедии. Цирк шапито, в котором, буквально, жонглируют человеческими черепами.
Фриц - недочеловек. Именно унтереньш, обезьяна, произошедшая от человека. И вся его семья, все его предки такие же. Весь фильм представляет собой череду сценок, демонстрирующих взаимодействие Фрица с окружающим миром, он пьёт, пишет доносы, оскверняет статуи и так далее. Особый акцент сделан на расизме и, конечно, антисемитизме. Все лишние изыски отброшены, осталась голая пропаганда.
К примеру за камерой стоит старый участник ФЭКС Москвин, гениальный оператор, один из лучших в истории русского/советского/российского кино, вскоре снявший для Эйзенштейна обе части "Ивана Грозного"(imdb)/(imdb). Но с тем же успехом на его месте мог бы быть любой ремесленник, статичная камера просто фиксирует происходящее на сцене с сменющимися декорациями. То же самое и с актёрами, только Жаров отрабатывает с начала до конца, у большинства всего несколько минут экранного времени.
Ничего не отвлекает от кристально чистой пропаганды ненависти.
Фильм, в финале которого последнего недоистреблённого "фрица" помещают в зоопарк, "потому что для науки всякий гад необходим", смотрится очень дико по нынешним временам. Самое удивительное - что и по тем тоже. Цензура сразу положила снятый фильм на полку, так и не выпустив на экран. Явно не по идеологическим причинам.
Совершенно замечатльное кино, прекрасный образец "Социалистического Авангарда". Смотреть нужно.

(
Comments
|Comment on this)

Михаил Высоцкий, пропаганда, Лев Шварц, СССР, Лидия Атманаки, Евгений Еней, Всеволод Пудовкин, Максим Штраух, короткометражка, рецензия, Леонид Трауберг, Андрей Москвин, комедия, Янина Жеймо, Михаил Жаров, Григорий Козинцев, Самуил Маршак, 1943

Previous post Next post
Up