Фантомас/Fantômas (1913/1914)

Aug 04, 2010 01:11

Фантомас - В тени гильотины/Fantômas - À l'ombre de la guillotine (1913)

Режиссёр: Луи Фейад (Louis Feuillade)
Страна: Франция
Год выпуска: 1913
Автор сценария: Луи Фейад (Louis Feuillade) по романам Марселя Аллена (Marcel Allain) и Пьера Сувестра (Pierre Souvestre)
В ролях: Георгис Мелхиор (Georges Melchior), Рене Карл (Renée Carl), Рене Наварр (René Navarre), Эдмон Бреон (Edmond Bréon)
Жанр: детектив, немое кино, немой сериал, триллер
Страница на imdb
В случае с таким персонажем, как Фантомас, мы, те кто родился в Советском Союзе и вырос на постсоветском пространстве, оказываемся в странной ситуации. При произнесении этого имени/прозвища мы все сразу вспоминаем отличную комедию Андрэ Юнебеля "Фантомас/Fantômas", снятую как пародию на приключенческие романы начала века и фантастику/триллеры шестидесятых. Фактически мы все знакомы с копией, точнее с карикатурой. И в результате немного трудно привыкнуть к самому факту, что в оригинале Фантомас - это вовсе не обаятельный "человек в зелёной маске", занятый поиском подходящего мозга. В оригинальных романах Пьера Сувестра и Марселя Аллена Фантомас - ярко выраженный психопат, садист и убийца. Я, правда, не смог прочитать ни одного из их романов, слишком много штампов на страницу. Мне кэмп нравится в кино, но не в литературе.Тем не менее ни один человек, всерьёз интересующийся ранним кинематографом, в принципе не может пройти мимо первой экранизации данных текстов. Поскольку трудно переоценить значение Луи Фейяда и его первых кинороманов. Сам Фейяд, человек умный и адекватный, прекрасно сформулировал основную причину этого:Не экспериментаторы обеспечили кинематографу всемирное признание, а создатели мелодрамы - и я считаю себя одним из нихИзначально, он был скорее реалистом, точнее даже сказать, натуралистом, наследником школы Золя, весьма критично относившимся к первым приключенческим фильмам. Однако, взявшись за эпопею про Фантомаса, он не просто изменил лицо жанра. Парадоксальным образом эти чисто коммерческие, жанровые работы оказались приняты на ура молодыми авангардистами. Сюрреалисты и дадаисты не скрывали своего восхищения, Апполинер даже основал "Общество Друзей Фантомаса". То же самое и  с ранним советским кино, судя по воспоминаниям Траубэрга, молодые и буйные режиссёры 20-тых годов, не только ФЭКСы, но у Кулешов с Эйзенштейном, знали фильмы Фейада практически наизусть. И активно использовали его наработки. Судя по всему, и Ланг не избежал прямого воздействия, по крайней мере его дилогия "Пауки 1: Золотое море/Die Spinnen, 1. Teil - Der Goldene See" и "Пауки 2: Брильянтовый Корабль/Die Spinnen, 2. Teil - Das Brillantenschiff полны отсылок к этим фильмам. Короче -  обязательная основа, с которой ознакомится должен каждый уважающий себя синефил консерватор.Рассматриваемый здесь фильм - первый из цикла, состоявшего из пяти независимых картин. И сперва происходящее кажется совершенно странным и непривычным. Фантомас тут ещё совсем юный (чуть не написал - зелёный). Грабежи и убийства присутствуют, но особого маштаба и нет. Особенно это заметно по началу, где вся работа сверхзлодея - выйти из за занавески, картинно угрожая забрать драгоценности, оставить визитную карточку с именем Fantômas и героически сбежать, по дороге переодевшись в портье. Просто шпана.Естественно, уже в середине фильма Жюв (Эдмонд Бреон - отличный актёр, абсолютно непохожий на Де Фюнеса) ловит злодея прямо в ходе очередного злодейства. Неопытный ещё суперзлодей не успевает избавится от трупа очередной жертвы, да ещё и оставляет возле бедняги целый чемодан с визитками. Фантомаса (опять таки,Рене Навар играет свою роль отлично, все многочисленные переодевания выглядят естественно) ловят, сажают в тюрьму и приговаривают к казни. И вот тут то фильм и начинает преобретать необходимый маштаб. История убийства становится хитом, в театре ставят пьесы, причём центральный актёр отлично гримируется под осуждённого убийцу. И в ночь перед казнью этого актёра приглашает на свидание сообщница Фантомаса Леди Бельтам, там беднягу одурманивают наркотиками и доставляют в камеру смертников, на замену нашему герою. Так вот, эта сцена, с человеком, считающим что ему снится кошмар, пока его несут по тюремным корридорам - это и есть настоящее кино, как искусство. Никакой внешней атрибутики, просто демонстрация ирреальной ситуации, порождающее в зрителе твёрдое ощущение галюцинации.Хороший фильм.

Жюв против Фантомаса/Juve contre Fantômas (1913)
Режиссёр: Луи Фейад (Louis Feuillade)
Страна: Франция
Год выпуска: 1913
Автор сценария: Луи Фейад (Louis Feuillade) по романам Марселя Аллена (Marcel Allain) и Пьера Сувестра (Pierre Souvestre)
В ролях: Георгис Мелхиор (Georges Melchior), Рене Карл (Renée Carl), Рене Наварр (René Navarre), Эдмон Бреон (Edmond Bréon)
Жанр: детектив, немое кино, немой сериал, триллер
Страница на imdb
Жюв, в конце первого фильма поклявшийся уничтожить Фантомаса, усиленно старается исполнить клятву, мешаясь под ногами несчастного злодея. Журналист Фандор тоже, со своей стороны, делает всё возможное. В итоге уже с самого начала мы наблюдаем ворох атракционов, включае аварию поезда с целью скрыть преступление. Поезд игрушечный, но в итоге впечатление едва ли не сравнимое с монтажными изысками Абеля Ганса и его "Колеса/La roue". Добавьте к этому сцену с перестрелкой среди бочек, сложенных на берегу реки, явно процитированную Эйзенштейном в "Стачке"(imdb) и дальнейшую охоту, включающую попытку убить Жюва с помощью огромной змеи и его битву с ней (бедное животное явно убили для съёмок при помощи весьма хитроумных приспособлений на руках, больше всего похожих на аксесуары современных блэк-металистов. Кстати, подозрительно похожее приспособление было использовано в сцене охоты на львов в итальянском пародийном фильме "Необычные Приключения Сатурнино Фарандола/Le avventure straordinarissime di Saturnino Farandola", но тот  фильм вышел тоже в 1913 и вряд-ли мы имеем дело с прямой пародией. Добавьте почти гениальный комедийный эпизод, когда Фантомаса арестовывают в ресторане, на улице он ускользает с помощью хитроумного трюка и... возвращается в ресторан, к заскучавшим подружкам. Финал  тоже очень крут, фильм заканчивается сценой обыска в особняке, служащем убежищем и штабом Фантомаса. Причём злыдень ускользает при помощи приспособления, позволяющего дышать под водой, и взрывает за собой особняк со всеми положительными персонажами. Файад замечательно уловил, как именно нужно заинтриговать зрителя перед следующей частью. Сейчас этот приём банален, но в 1913-то, по видимому, вполне имел эффект. В кино, я имею в виду, в литературе он уже явно не работал. Но самое сильное в фильме - это не сцены поединков между героем и злодеем(тм). Самое сильное - это собственно сцены Парижа, огромные паровые машины, первые трамваи и такси, маленькие кафе. Фейад замечательно отразил повседневную жизнь своего времени. И включил в неё суперзлодея.

Труп, который убивает/Le mort qui tue (1913)
Режиссёр: Луи Фейад (Louis Feuillade)
Страна: Франция
Год выпуска: 1913
Автор сценария: Луи Фейад (Louis Feuillade) по романам Марселя Аллена (Marcel Allain) и Пьера Сувестра (Pierre Souvestre)
В ролях: Георгис Мелхиор (Georges Melchior), Рене Карл (Renée Carl), Рене Наварр (René Navarre), Эдмон Бреон (Edmond Bréon)
Жанр: детектив, немое кино, немой сериал, триллер
Страница на imdb
Третий фильм цикла получился наболее мрачным. Жюв пропал без вести при взрыве особняка Фантомаса, Фандор работает в одиночку, Фантомас в своих злодеяниях переходит все границы, включая границы здравого смысла.Именно в этом фильме преступления Фантомаса начинают напоминать некий ирреальный бред. Подставить невиновного, после убить его в тюрьме, выкрасть труп из камеры и срезать кожу с рук, что бы дальнейшие преступления можно было списать на покойника. Никакого чувства меры. Использованиедактилоскопии в сюжете открывает перед современным зрителем много интересного. Фильм выглядит настоящей выставкой достижений технического прогресса в области криминалистики, подробно показаны и снятия отпечатков пальцев и сличение найденных улик с хранящимися в архиве. Вопрос о самой возможности сделать перчатки из человеческой кожи и обмануть таким образом полицию я оставлю в стороне, мы имеем дело практически с комиксом.Если Фантомас окончательно мутировал в маньяка убицу, то Жюв, со своей стороны, явно вышел за рамки поведения нормального полицейского. Хорошая идея, скрыться после взрыва, не предупредив начальство и друзей, загримироваться под преступника и внедрится в преступный мир, надеясь что расслабившийся противник выдаст себя. Бреон играет хорошо. и я не сразу узнал его среди второстепенных персонажей. Так начинается "триллер переодеваний", достигший апофеоза в
следующих частях. Кроме того, именно в этом фильме апофеоза достигает некий "протопаркур", персонажи перемещаются по стенам и крышам как кошки.

Фантомас против Фантомаса/Fantômas contre Fantômas (1914)
Режиссёр: Луи Фейад (Louis Feuillade)
Страна: Франция
Год выпуска: 1914
Автор сценария: Луи Фейад (Louis Feuillade) по романам Марселя Аллена (Marcel Allain) и Пьера Сувестра (Pierre Souvestre)
В ролях: Георгис Мелхиор (Georges Melchior), Рене Карл (Renée Carl), Рене Наварр (René Navarre), Эдмон Бреон (Edmond Bréon)
Жанр: детектив, немое кино, немой сериал, триллер
Страница на imdb

В четвёртом фильме мрачных событий стало немного меньше. Если от сюжета "Трупа, который убивает" отчётливо тянуло некрофилией, я имею в виду саму идею использовать части мёртвого тела в практических целях, то тут убитых хотя бы не разделывают.Хотя Фейяд всё так-же остаётся генератором странных сюжетов. И кровь льётся даже из стен. Фильм начинается с того, что пресса в конце концов задумалась о том, почему Фантомас всё время уходит от Жюва живым и невредимым. Ответ простой, значит Жюв и есть Фантомас. Четвёртой власти оказалось достаточно для того, что бы отстранить ведущего расследование полицейского и посадить за решётку, на всякий случай. И я понимаю полицию, человек способный без спроса скрыть тот факт, что он выжил в взрыве и уйти в подполье под видом мелкого бандита не может не внушать подозрения. Однако арестом Жюва дело вовсе не ограничилось. Коварный Фантомас, в своём новом обичии, решительно возглавил борьбу с преступностью в целом и с собой в частности. Не забывая оставлять улики за новые преступления против уже сидящего в тюрьме Жюва, строго в соответствии со своим очередным, ну очень коварным планом. Уже по названию серии можно понять, что перед нами апофеоз всей линии с переодеваниями, столь любимой Фейядом. Особенно хорош эпизод на маскараде, когда один гость в костюме Фантомаса следит за двумя другими гостями в том же костюме, которые ссорятся между собой. Один из троих, конечно, настоящий Фантомас, задумавший убить ненастоящего. Странная серия.

Фальшивый судья/Le faux magistrat (1914)
Режиссёр: Луи Фейад (Louis Feuillade)
Страна: Франция
Год выпуска: 1914
Автор сценария: Луи Фейад (Louis Feuillade) по романам Марселя Аллена (Marcel Allain) и Пьера Сувестра (Pierre Souvestre)
В ролях: Георгис Мелхиор (Georges Melchior), Рене Карл (Renée Carl), Рене Наварр (René Navarre), Эдмон Бреон (Edmond Bréon)
Жанр: детектив, немое кино, немой сериал, триллер
Страница на imdb
Последний фильм сериала. Разумеется, авторы книг к этому моменту сочинили уже свыше десятка увесистых романов о похождениях суперзлодея, иперенести хотя бы часть столь богатого культурного наследия не представлялось возможным в то время. Так что сериал, и так слишком фрагментарный, закончился буквально на полуслове. Тем не менее нельзя сказать, что это полуслово так уж неудачно. Хорошая серия, на самом деле. Главный сюрприз ожидает зрителя в начале. Фантомас в очередной раз арестован. И сидит за решёткой в излишне либеральной Бельгии, где нет смертной казни, а значит убийце ничего серьёзного не угрожает. К удивлению современного зрителя, Франция не требует экстрадиции преступника, совершившегостолько интересного на её территории. Зато Жюв,окончательно потерявший берега, придумывает план, выглядяший безумным даже в условном мире рассматриваемого сериала. Он решает, не много не мало, лично заменить Фантомаса в его уютной камере, устроив ему побег под видом сообщников из банды.С целью заманить белеца во Францию, арестовать и отправить наконец-то на гильотину. Первая часть плана вполне удаётся, Фантомас бежит, Жюв сидит и никто в тюрьме не обращает внимание на резкое изменение роста и веса заключённого. Но на полпути к гильотине Фантомас замечает слежку и уходит от неё под видом случайного попутчика. Вскоре в маленький провинциальный город приезжает новый судья. На удивление профессиональный и хорошо разбирающийся в преступлениях. Очень хорошая серия. Особенно хороша линия с колоколом, в котором были спрятаны деньги и затем висел труп сообщника.Фейяд, как всегда, показал себя мастером эпизода. В следующих своих сериалах он уже заранее продумает начало и конец, спрессовав все эпизоды в единую историю. Рассматриваемый фильм, как и остальные четыре части эпоса о Фантомасе, наглядно показывают как Фейяд набирался мастерства, позволившего ему уже через год снять гениальных "Вампиров/Les vampires".
(
Comments
|Comment on this)

рецензия, Георгис Мелхиор, немое кино, триллер, Рене Наварр, Рене Карл, Луи Фейад, Эдмон Бреон, Франция, немой сериал, Марсель Аллен, 1913, Пьер Сувестр, детектив, 1914

Previous post Next post
Up