Шахматная Горячка (1925)

Jul 03, 2010 15:04

Режиссёр: Всеволод Пудовкин, Николай Шпиковский
Страна: СССР
Год выпуска: 1925
Автор сценария: Николай Шпиковский
В ролях: Анна Земцова, Борис Барнет, Владимир Фогель, Михаил Жаров, Наталья Глан, Сергей Комаров, Яков Протазанов, Хосе Рауль Капабланка (José Raúl Capablanca)
Оператор: Анатолий Головня
Жанр: комедия, короткометражка, немое кино
Страница на imdb

Советское кино 20-тых развивалось с нечеловеческой скоростью. В 1924/25 годах Пудовкин ещё ещё пишет сценарии к "Невероятным Приключениям Мистера Веста в стране Большевиков"(imdb) и "Лучу Смерти"(imdb) Кулешова. И выступает там в качестве "натурщика", слово актёр к Кулешовским экспериментам не стоит применять, сам режиссёр был против. Уже в 1926 Пудовкин идёт своим курсом, снимая "Мать"(imdb) .
Не знаю, стоит ли жалеть о том, что Пудовкин вышел из под влияния Кулешова. Оба этих режиссёра были гениями, и я не могу сказать, что "По Закону"(imdb) Кулешова хуже или лучше "Матери"(imdb) Пудовкина. Но одно меня радует, прежде чем стать серьёзным драматическим режиссёром, Пудовкин успел сделать один короткий "жанровый" фильм. И показал на практике, что не зря он столько времени был в "школе Кулешова". Это не просто хорошая комедия, на данный момент эту лучшая советская немая комедия, которую я видел. Да и из мировых мало что сравнится.
Фильм короткий, но это только плюс. Всё очень сжато, быстро и точно, ни одного проходного эпизода, ни одной лишней фразы в титрах. Москва, одержимая шахматным турниром, показана как прототип "Нью Васюков", это город, в котором абсолютно все думают только о шахматах. Особенно главный герой. Кстати,  блестящую клоунаду в главной роли устраивает Владимир Фогель, один из моих самых любимых актёров немого кино. И один из самых трагичных персонажей эпохи. Я у него не видел ни одной слабой роли. В 1929-ом он покончил с собой. Что делает эпизод с подготовкой героя к суициду знаковым. Но в остальном фильм очень оптимистичный и светлый, даже слишком оптимистичный.
Порадовал эпизод с Капабланкой, всё же в те годы было легко играть эпизодические роли. Достаточно пройти перед камерой - и всё, титры уже создадут иллюзию диалога. Впрочем мастерство Пудовкина проявилось буквально в каждом кадре, повторюсь, фильм исключительно проработанный. Я недаром всё время про Всеволода говорю, поскольку не знаю какова была степень участия Шпиковского в качестве сорежиссёра. Сценарий его, сценарий хороший, но в дальнейшем этот человек себя никак не проявил.
Резюме:
Почти шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

Наталья Глан, Владимир Фогель, немое кино, СССР, Хосе Рауль Капабланка, Анатолий Головня, Яков Протазанов, Николай Шпиковский, Анна Земцова, Сергей Комаров, Всеволод Пудовкин, короткометражка, Борис Барнет, рецензия, 1925, комедия, Михаил Жаров

Previous post Next post
Up