Режиссёр:
Всеволод Пудовкин,
Николай ШпиковскийСтрана:
СССРГод выпуска:
1925Автор сценария:
Николай ШпиковскийВ ролях:
Анна Земцова,
Борис Барнет,
Владимир Фогель,
Михаил Жаров,
Наталья Глан,
Сергей Комаров,
Яков Протазанов,
Хосе Рауль Капабланка (José Raúl Capablanca)
Оператор:
Анатолий ГоловняЖанр:
комедия,
короткометражка,
немое киноСтраница на imdb Советское кино 20-тых развивалось с нечеловеческой скоростью. В 1924/25 годах Пудовкин ещё ещё пишет сценарии к "Невероятным Приключениям Мистера Веста в стране Большевиков"(
imdb)
и "Лучу Смерти"(
imdb)
Кулешова. И выступает там в качестве "натурщика", слово актёр к Кулешовским экспериментам не стоит применять, сам режиссёр был против. Уже в 1926 Пудовкин идёт своим курсом, снимая "
Мать"(
imdb)
.
Не знаю, стоит ли жалеть о том, что Пудовкин вышел из под влияния
Кулешова. Оба этих режиссёра были гениями, и я не могу
сказать, что "
По Закону"(
imdb) Кулешова хуже или лучше "
Матери"(
imdb)
Пудовкина. Но
одно меня радует, прежде чем стать серьёзным драматическим режиссёром,
Пудовкин успел сделать один короткий "жанровый" фильм. И показал на
практике, что не зря он столько времени был в "школе
Кулешова". Это не просто хорошая комедия, на данный момент эту лучшая
советская немая комедия, которую я видел. Да и из мировых мало что
сравнится.
Фильм короткий, но это только плюс. Всё очень сжато,
быстро и точно, ни одного проходного эпизода, ни одной лишней фразы в титрах.
Москва, одержимая шахматным турниром, показана как прототип "Нью
Васюков", это город, в котором абсолютно все думают только о шахматах.
Особенно главный герой. Кстати, блестящую клоунаду в главной роли
устраивает Владимир Фогель, один из моих самых любимых актёров немого
кино. И один из самых трагичных персонажей эпохи. Я у него не видел ни
одной слабой роли. В 1929-ом он покончил с собой. Что делает эпизод с
подготовкой героя к суициду знаковым. Но в остальном фильм очень
оптимистичный и светлый, даже слишком оптимистичный.
Порадовал
эпизод с Капабланкой, всё же в те годы было легко играть эпизодические
роли. Достаточно пройти перед камерой - и всё, титры уже создадут
иллюзию диалога. Впрочем мастерство Пудовкина проявилось буквально в
каждом кадре, повторюсь, фильм исключительно проработанный. Я недаром
всё время про Всеволода говорю, поскольку не знаю какова была степень
участия Шпиковского в качестве сорежиссёра. Сценарий его, сценарий хороший, но в дальнейшем этот человек себя никак не проявил.
Резюме:
Почти шедевр.
(
Comments |
Comment on this)