Гонгофер (1992)
Режиссёр:
Бахыт КилибаевСтрана:
РоссияГод выпуска:
1992Авторы сценария:
Алексей Саморядов,
Пётр Луцик,
Бахыт КилибаевВ ролях:
Виктор Степанов,
Екатерина Кмит,
Иван Мартынов,
Мария ВиноградоваКомпозитор:
Фёдор ЧистяковПродюсер:
Сергей МавродиЖанр:
арт-хаус,
мистика,
сказка,
хоррорПроизводство:
МММ-студияСтраница на imdb Начало девяностых. Период падения в пропасть. И одновременно - период надежд.
Катастрофа, у которой все же были реальные шансы стать основой для чего то нового. От сохранившихся культурных объектов той эпохи остается ощущение нереализованного потенциала. Возможно иллюзорного. Но на фоне бескровной и фальшивой массовой культуры нулевых даже самые грубые и халтурные образцы музыки или кино начала 90-стых выглядят очень впечатляюще, словно сырые, окровавленные куски, вырванные прямо из жизни.
История возникновения этого фильма заслуживает стать основой для сценария. Потому что здесь переплелись судьбы очень ярких людей. Ярких, и иногда спорных.
Во первых сценаристы. Сейчас уже очевидно, что Петр Луцик и Алексей Саморядов - единственные в русском кино последних десятилетий, кто может реально претендовать на звание гениев. Далеко не все их тексты выдерживали одинакого высокий уровень, но "Дюба Дюба" и "Дикое Поле" - однозначные шедевры. Конечно, никому не придет в голову называть их лучшими русскими сценаристами вообще, с Шкловским, к примеру, трудно соперничать. Но в перестроечном и постперестоечном кино они просто вне конкуренции. При всем уважении к Арабову.
Еще более любопытны личности режиссера и продюссера. По словам Бахыта Килибаева он пришёл с просьбой о финансировании буквально к первому попавшемуся бизнесмену. И бизнесмен, без лишних разговоров, выделил всю требуемую сумму. Деньги у него уже были, хотя по настоящему страна узнала о нём немного позднее. Бизнесмена звали Сергей Мавроди, и его компания "МММ" оставила о себе множество воспоминаний у благодарного русского народа. Не без стараний Килибева, поскольку Бахыт снял затем серию совершенно гениальных и очень эффективных рекламных роликов. Сейчас Лёня Голубков вспоминается с иронией, но если быть объективными, это высшее достижение для рекламщика, нужно очень постараться, что-бы так точно попасть в архетип и сработать практически на уровне коллективного безсознательного.
Композитором вступил ещё один культовый персонаж, Фёдор Чистяков, на тот момент ещё руководивший своей группой "Ноль". Мавроди выступал и его продюссером, а Килибаев, помимо всего прочего, снял для "Ноля" замечательный клип на "Иду, курю". По всей видимости Мавроди всерьёз воспринимал себя как мецената, и при этом демонстрировал действительно высокий вкус.
В итоге, вся эта команда, собравшись вместе сняла действительно хороший, необычно качественный для года выпуска фильм. Сценарий Луцика и Саморядова - мрачная "городская сказка" о казаках, у одного из которых в городе темные силы украли глаза. Не ослепили, но заменили взгляд на чей то чужой. Город - ненавистная сценаристам Москва, показан как абсолютно инфернальное место, практически филиал ада на земле. С центром в Чертаново. И путешествие по нему двух отморозков из станицы, с шашками наперевес, не может закончиться ничем для них хорошим.
Луцик и Саморядов показали, что они могли написать отличный и оригинальный жанровый продукт, к примеру осада квартиры бесами действительно жутка. А внесённая в финал картины байка о статуе космонавта Волкова, стоящей с горящими красным глазами посреди степи, напоминает даже тексты Пеперштейна. Очень высокий уровень игры с архетипами.
Килибаев, со своей стороны, показал весьма высокий профессионализм. Уже сам факт, что "Гонгофер" был единственным фильмом по сценарию Луцика и Саморядова, который понравился самим сценаристам, говорит о многом. На самом деле нельзя сказать, что фильм гениально снят, но придраться не к чему. Для года выпуска это большое достижение, тогда даже многие профессионалы из обоймы советских режиссёров люто халтурили.
Музыкальное сопровождение тоже на уровне. Чистяков не стал сочинять ничего специально к фильму, за исключением одной песни, "барыни". По большому счёту он просто проиллюстрировал эпизоды своими старыми, проверенными песнями с альбома "Северное Буги". Получилось хорошо.
В итоге перед нами пожалуй лучший мистический фильм начала девяностых, крепкий и оригинальный. Одна проблема, до зрителя он практически не дошёл. Вскоре после съёмок пирамида "МММ" рухнула, вместе с вкладами миллионов россиян. Мавроди долго защищал свою невиновность, обвиняя во всём власть. Даже был избран в Госдуму. Но большую часть последующих десятилетий он провёл либо в розыске, либо в тюрьме. Что удивительно, Килибаев остался верен ему до конца, выступал на судах свидетелем защиты и, если верить отдельным слухам, едва ли не скрывал его в то время, когда Мавроди ушёл в подполье. Это заставляет предположить, что история описанная в начале, с моментальным решением помочь незнакомому человеку, похожа на правду. Иначе почему Килибаев настолько благодарен Мавроди, что не боится открыто поддерживать его несмотря на буквально всеобщую ненависть? Фильмов Килибаев больше не снимает.
Фёдор Чистяков тоже не прошёл спокойно через девяностые. Вскоре он, одурев от наркотиков, попытается убить свою сожительницу, считая её ведьмой. Отправится в тюремную психушку, откуда выйдет, в конце концов, просветлившимся и успокоившимся Свидетелем Иеговы. Ещё недавно он отказывался исполнять на концертах часть своих старых песен.
Алексей Саморядов погиб в 1994-ом, попытавшись в пьяном виде перелезть через балкон в гостинице во время кинофестиваля. Луцик после этого ничего не написал. Он успел снять гениальную "Окраину" по их совместному сценарию, и умер в конце 90-стых, собираясь приступить к экранизации их лучшего текста, "Дикого Поля".
Лучшие фильмы - те, которые доносят до зрителя через десятилетия атмосферу своей эпохи. Даже если в них расказывается о ведьмах и чертях, всё равно, они сохранят в себе точный портрет своего времени. Срез массового мышления, сырой и окровавленный. Вырванный из жизни.
(
Comments |
Comment on this)