Кабинет Восковых Фигур/Das Wachsfigurenkabinett (1924)

Feb 06, 2010 15:09

Кабинет Восковых Фигур/Das Wachsfigurenkabinett (1924)

Режиссёры: Лео Биринский (Leo Birinsky), Пауль Лени (Paul Leni)
Страна: Германия
Год выпуска: 1924
Автор сценария: Генрих Гаален (Henrik Galeen)
В ролях: Вернер Краус (Werner Krauss), Вильгельм Детерле (William Dieterle), Конрад Вейдт (Conrad Veidt), Ольга Беляева, Эмиль Яннингс (Emil Jannings)
Жанр: киноэкспрессионизм, немое кино
Страница на imdb

Для начала отмечу несколько пунктов:

Во первых, чисто экспресионисткое кино существовало очень недолгий период, наиболее радикальные критики считают "Кабинет Восковых Фигур" лебединой песней ортодоксального киноэкспрессионизма. Блестящий обзор Садуля завершается фразой: "С «Кабинетом восковых фигур» экспрессионистская школа прекратила свое существование, но сама тенденция сохранилась и будет сохраняться, пока существует кино, как доведенное до крайности стремление придать новую выразительность вещам, декорациям, людям."

С такой точки зрения, поздний Ланг и Мурнау - уже нечто вроде постэкспрессионизма, эта ситуация чем то похожа на споры о подлинном индастриале.
Во вторых, фильмы раннего экспрессионизма были вполне комерчески успешными, особенно за границей. В США были даже демонстрации ветеранов первой мировой войны, требовавших запретить прокат "Кабинета Доктора Каллигари/Das Cabinet des Dr. Caligari"по причине того, что он вливает слишком много денег в побеждённую страну и составляет конкуренцию фильмам страны победителя. Так что лютый авангардизм визуальной составляющей "Восковых Фигур" трудно назвать примером не комерческого кино. Хотя, объективности ради, замечу что Лени имел непосредственное отношение к авангардным художественным кругам, он учился у Макса Рейнхардта и был даже в арт-группе "Штурм", той самой, что нарисовала декорации к Каллигари. Хотя сам Лени не имеет прямого отношения к этой работе, но затем он достаточно долго был арт-директором различных фильмов. Практически это профессиональный дизайнер. И зачастую его декорации были самым заметным аспектом фильма, например в "Чёрный Ход/Hintertreppe" именно построенные им дом и двор по настоящему впечатляют.
Лени вложил в "Кабинет Восковых Фигур" свои личные деньги, фильм снимался в разгар депрессии, так что финансирования практически не было. Видимо это и привело к тому, что после первых двух новелл, более чем масштабных, фильм резко оборвался короткой третей новеллой. Изначально фигур вообще должно было быть четыре.
В третьих, Майринк не имеет к этому фильму ни малейшего отношения. Его новелла "Кабинет Восковых Фигур" - скорее блестящий образец чистого хоррора, очень странная и паталогическая работа, которую сможет экранизировать разве что кто то вроде раннего Кроненберга. Там сюжет уровня "Уродцов/Freaks" Браунинга. Никаких поэтов и тиранов. Так что реальным автором фильма в литературном плане является Генрих Гален. Тоже, кстати, великая фигура. Режиссёр "Альрауне/Alraune" и сценарист таких великих фильмов как, Голем. Как он пришёл в наш мир/Der Golem, wie er in die Welt kam", "Носферату, Симфония Ужаса/Nosferatu, eine Symphonie des Grauens " и так далее. Конечно до уровня гениального Карла Майера ему далеко, но место в пантеоне он себе обеспечил.

Итак, молодой поэт приходит в кабинет восковых фигур, в поисках работы. Работа следующая, написать по истории о каждой из представленных фигур. То есть фактически рекламный буклет. Поэту нравится и работа, и дочь хозяина, так что он с удовольствием берётся за дело. Во всех историях главную положительную роль играет тот же актёр, что и поэта, Вильгельм Детерле. Играет, ктсати, хорошо. Девушку тоже во всех историях играет одна актриса, Ольга Беляева.

Первая фигура - Гарун Аль Рашид. В этой новелле Лени устроил настоящее пиршество для любителей ориенталистики, типичная немецкая романтическая фантазия о жарких странах. В сочетании с общим экспрессионистким визуальным решением - очень здорово. Искажённые тени от минаретов и так далее. Собственно Гаруна аль Рашида играет не кто иной, как великий Эмиль Яннингс. И эта роль идеально ему подходит, Эдакий большой и опасный ребёнок, обладающей властью карать и миловать. Вообще, в этом фильме поразительно сильный актёрский состав. Много юмора, довольно мягкий конец.

Вторая новелла - просто туши свет. Чистый восторг. Лютая развесистая клюква про Ивана Грозного, авангардное прочтение псевдорусского стиля меня просто убило, смотрел всю новеллу открыв рот. В добавок и сам сюжет очень достойный, более отмороженного садиста, чем Иван в этом фильме, я не часто видел. Кстати, Ивана Грозного играет другой великий актёр, Конрад Фейдт. Тот самый "сомнамбулист Чезаре". И играет отлично. Короче - брильянт чистой воды, хотя назвать его хоть в чём то историческим язык не поворачивается. Интересно, сорежиссёр Биринский, родившийся в России, и актриса Беляева сильно веселились на съёмках?
Третья новелла, сон о Джеке Потрошителе, так же прекрасна. Она короткая и чисто атмосферная, но редко где увидишь такое дикое буйство визуальной фантазии. Никогда не поверю, что Уэлс не вспоминал этот эпизод при съёмке финала "Леди из Шанхая/The Lady from Shanghai". Потрошителя играет Вернер Краус, То есть лично доктор Каллигари.

Резюме:
Если и не шедевр, то работа крайне мощная. Пауля Лени после неё заметили в Голливуде и пригласили к себе. Причём, что характерно, в рамках продюссерской системы его талант только расцвёл, породив исключительные по уровню фильмы. В том числе и очень мной любимый "Кот и Канарейка/The Cat and the Canary" Кстати, именно он должен был снимать "Дракулу". С Фейдтом в главной роли, Но, к сожалению, неожиданно умер от болезни крови.









































(
Comments
|Comment on this)

рецензия, Вернер Краус, немое кино, Генрих Гаален, Конрад Вейдт, Лео Биринский, Эмиль Яннингс, Ольга Беляева, Пауль Лени, киноэкспрессионизм, 1924, Германия, Вильгельм Детерле

Previous post Next post
Up