Стражи Риги/Rigas sargi (2007)

Nov 07, 2009 14:10

Стражи Риги/Rigas sargi (2007)

Режиссёр: Айгарс Грауба (Aigars Grauba)
Страна: Латвия
Год выпуска: 2007
Авторы сценария:  Лиза Эйкхорн (Lisa Eichhorn), Айгарс Грауба (Aigars Grauba), Андрей Экис (Andrejs Ekis), Валентин Емельянов, Андрис Колбергс (Andris Kolbergs)    
В ролях:  Янис Рейнис (Janis Reinis),Элита Клявиня (Elita Klavina), Гиртс Круминьш (Girts Krumins)
Жанр: военный, исторический, мелодрама, пропаганда
Страница на imdb

Иногда я завидую людям, которые обладают чувством патриотизма. Не к территории, где ты родился, а к государству, этой территорией управляющему. Я лично с детства привык ощущать по отношению к родному государству только чувство стыда за его существование. Когда вырос, понял что и другие государства меня ни капли не вдохновляют. Но отношение к Латвийской Республике всё равно осталось особенным. Как к имитации государства. Именно имитации.
Помимо множества вещей, которых в моей стране (теперь уже бывшей) нет, можно упомянуть и кинематограф. Это в советское время на Рижской киностудии создавалось отличное жанровое кино, в годы независимости вся база пошла ко дну, весело булькая и пуская пузыри. Более или менее смогла сохранится только мультипликация. С кино - хуже. У государства денег не очень много, независимые тоже не снимают. Есть телеканалы, занятые сериалами (без тени оригинальности), есть Стрейч, изредка что нибудь доводящий до конца (с 91-го по 2000-ый - три фильма, сейчас изредка для ТВ снимает и картины рисует). Ещё изредка появляется что нибудь, выпадающее за все рамки, вроде боевика "Там Где Кончается Море", снятого местной поп звездой Артуром Дубоксом. Короче - пустыня. Но как же может существовать государство без  очень серьёзного и патриотического кино? Никак не может. Так что изредка из бюджета выделяют определённую сумму. "Стражи Риги" - как раз такой национальный и патриотический проект, рассказывающий про тяжёлую историю моего народа. История и в правду тяжёлая, что есть то есть, но человеку с этой историей знакомому сию картину смотреть не рекомендуется.
Граубе (кстати, тоже, как и Дубокс, бывший музыкант, хотя Jumprava была реально достойной группой) можно сказать главный и единственный латвийский специалист по патриотическим "блокбастерам" за копейки. Его предыдущий фильм, "Страшное Лето/Baiga vasara" я не посмотрел, хотя уже название впечатляет (это название нацисткой антисемитской брошюры, возлагавшей ответственность на красный террор в 40-ом году исключительно на евреев). Но там понятно, падение первой республики было реально травматическим переживанием для всей нации. Для следующего фильма Грауба решил найти в истории подлинно пафосный момент, с победой над врагом и сплочением всех вокруг красно-бело-красного знамени. Один минус, как раз с такими моментами в истории небольшая напряжёнка. Российская Империя пала с деятельным участием латышей. Но красных. Первая Республика возникла при участии Антанты, да и с красными по настоящему не повоевала (точнее повоевала, но в тесном союзе немцами, ставшими потом злейшими врагами). Впрочем то, что творилось на территории Латвии в гражданскую войну можно назвать только кровавым хаосом.

Итак - фильм. В начале нам показывают образование латышских стрелковых батальонов. Все очень радуются возможности повоевать с немцами, причём каждый из радующихся открытым текстом говорит, что это надо для будущей независимости. Охранки типа нет, и каждый может говорить про такие вещи напрямую. Видимо Российская Империя была, по мнению авторов, очень либеральной, даже беззубой. И это после волны террора в 1905. Главный герой - Мартиньш, тоже очень радуется. На радостях откладывает свадьбу и идёт на фронт. Драться за независимость от России против немцев на стороне России, причём повторюсь, рассказывает про это всем окружающим. Прошли годы. Настала независимость. И вот - Мартиньш возвращается. Он спокойно едет со стороны Латгалии (где тогда шли бои с Красной Армией) на поезде в Ригу, с другими солдатами. Весь юмор в том - что для идеологической чистоты картины авторы сделали Мартиньша так сказать "белым стрелком", не участвовашим в войне на стороне Красной Армии. Такие действительно были, из них даже был создан во Владивостоке "Латышский стрелковый Имантский полк", воевавший на стороне Колчака. Правда без особого героизма. Так вот, эти ребята вернулись морем, причём тогда, когда в Латвии уже не было никакой войны. Не успели. Но Мартиньш не таков. Он храбро едет на поезде через объятую гражданской войной и контролируюмую коммунистами Россию. Вот что значит эпический герой.
На месте его встретили разброд и шатание. Республика есть, но в неё  верит только один человек в правительстве, Карлис Ульманис. Эта реальная историческая фигура показана в фильме буквально как рыцарь без страха и упрёка, окружённый потенциальными предателями. По ходу фильма он неоднократно стоит плечём к плечу с Мартиньшом, попивая водку и героически глядя в даль. А в ключевой момент лично вырывает белый флаг из рук потенциального изменника. Если добавить известный всем зрителям в Латвии факт, что Карлис Ульманис в последствии распустил парламент (сейм), запретил все партии и установил авторитарный режим с собой в качестве вождя Муссолиневского типа - то идеологический посыл картины очевиден.
Ах да, кроме героичных Мартиньша и Карлиса должны быть ещё враги. Они есть. Это союз немцев и белогвардейцев, возглавляемый князем Бермонтом-Аваловым. Вот тут вообще комедия начинается. Поскольку реальный Бермонт-Авалов был безусловным авантюристом, но далеко не трусливым. Несерьёзный человек не собрал бы Георгиевские кресты III и IV степени и орден Святой Анны IV степени за храбрость. А в фильме перед нами просто дегенерат, способный только напиваться, соблазнять окружающих аристократок, воровать картины и вырезать на окружающих поверхностях надпись "Сдесь БылЪ БермондтЪ". И ещё священников в спину убивать. Короче - враги уродливы и трусливы, свои хорошие, но слабые, и лишь два лучезарных героя в виде Мартиньша и Карлиса ведут нацию к свободе и счастью. Я иронизирую, но если серьёзно, то обилие оглушающего пафоса превосходит все мыслимые пределы. Есть даже один "красивый" момент. Камера поднимается над разбомбленной частью Риги, на земле лежат Мартиньш с невестой Эльзой и смотрят в небо. И звучит монолог и родине и свободе. Не представляю, сколько раз я такое уже видел?
Да, про невесту. Романтическая тема такая же картонная и сусальная, как и всё в фильме. Она его ждёт, когда возвращается - сомневается, потом понимает что он прав и Родина в опасности... и так далее.
Под конец, я уже делал ставки, какой вариант пафосного финала будет выбран. Пафосно-трагичный или пафосно-помпезный. Погибнет кто нибудь из героев или они все ордена получат. Оказалось, что в начале 21 века в принципе невозможно внести в фильм хоть немного серьёзности, даже такой шаблонной. Герои не гибнут.

Поразительное кино. Один сплошной штамп. Это скорее имитация голливудского фильма про войну, всё как у взрослых, но на нитках держится.

(
Comments
|Comment on this)

пропаганда, мелодрама, рецензия, военный, Лиза Эйкхорн, исторический, Латвия, Айгарс Грауба, 2007

Previous post Next post
Up