Пражский студент/Der Student von Prag (1913)

Oct 10, 2009 14:40

Пражский студент/Der Student von Prag (1913)

Режиссёры: Поль Вегенер (Paul Wegener), Стеллан Рие (Stellan Rye)   
Страна: Германия, Дания
Год выпуска: 1913
Автор сценария: Ганс Хайнц Эверс (Hanns Heinz Ewers), по мотивам поэмы Альфреда де Мюссе (Alfred de Musset) и рассказа Эдгара По (Edgar Allan Poe)
В ролях: Гретта Бергер (Grete Berger), Джон Готовт (John Gottowt), Лида Салмонова (Lyda Salmonova), Поль Вегенер (Paul Wegener),
Жанр: киноэкспрессионизм, мистика, немое кино, хоррор
Страница на imdb

Пражский студент" впервые утвердил на экране тему, которая превратилась в наваждение немецкого кино,- тему глубокого, смешанного со страхом самопознания.
Зигфрид Кракауэр.
"От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино"

Этот фильм я искал в течении нескольких лет. Поводом стало предисловие к купленному когда-то тому Ганса Эверса, написанное неким Грищенковым. В подробном и воссторженном тексте, Грищенков между делом пересказывает весь сюжет "Пражского Студента". И сюжет этот на удивление сложен для фильма, снятого до первой мировой. С другой стороны, Кракауэр, ненавидивший Эверса всей своей антифашистской натурой, тоже был вынужден дать фильму высочайшую оценку. С некоторыми поправками.
"Ганс Хайнц Эверс, написавший сценарий совместно с Вегенером, обладал несомненным "чувством кинематографа". Про прихоти судьбы он был бездарным писателем, не лишенным тем не менее воображения, тороватым на остросюжетные эффекты и любившим эксплуатировать сексуальные мотивы. Для нацистов он подрядился в 1933 году писать сценарий о Хорсте Весселе. Своеобразная фантазия Эверса уносилась в те сферы, которые поставляли кинематографу благодарный пластический материал - чувственные переживания и зримо воспринимаемые события."
Для того, что бы понять, насколько "бездарен" Эверс, достаточно прочитать хотя бы рассказ "Паук". Литература очень высокого уровня. Не стоит верить политическим оппонентам в вопросах оценки творчества.

Второй человек, без которого не было бы снято этого фильма - Поль Вегенер. Великий актёр и режиссёр, чей фильм про Голема (к сожалению единственный сохранившися из трёх снятых), на мой взгляд безусловно вошёл в список лучших фильмов, когда-либо снятых.  Я имею в виду Голем. Как он пришёл в наш мир/Der Golem, wie er in die Welt kam".
В "Студенте" он ещё новичок. Но новичок дико талантливый, и имеющий на руках сценарий, написанный одним из ведущих германских писателей. Причём сценарий написанный с очень серьёзной целью, продемонстрировать зрителям, что кинематограф может быть не только балаганным зрелищем. Немцы, конечно, слегка стормозили с этой задачей, французы за пять лет до этого пытались сделать высокохудожественное кино сняв "Убийство Герцога Гиза/L'assassinat du duc de Guise", а к 1913 году кино уже развилось до такой степени, что Гриффит приступил к "Рождению Нации/
The Birth of a Nation ". Но в Германии кино ещё практически не было. То, что уже существовало, не выдерживало всякой критики. Так что попытка была полностью оправданной. И удачной, на данный момент это лучший известный мне фильм, снятый до начала первой мировой. Не только в Германии, в мире. Упомянутый Гриффит достиг своей вершины чуток позднее, когда война уже полыхала во всю.
И в связи с вышеупомянутым плачевным состоянием немецкого кинематографа на момент съёмок фильма, стоит упомянуть и третьего участника, молодого датского режиссёра Стеллана Рие. Вот тут я в недоумении. Он практически ничего не снял до, и ничего не добился после. В историю кино он вписан только как сорежиссёр описываемого фильма. Зачем его было в Германию приглашать? У меня есть только одно объяснение - датское кино в тот момент было мировым брендом, это была ведущая кинодержава северной Европы, и все соседи находились под прямым влиянием датчан. Возможно Эверсу и Вегенеру было просто необходимо поставить датское имя на постер, иначе зритель бы не пошёл? То есть это нечто похожее на псевдоамериканские имена итальянских режиссёров, снимавших ранние спагетти-вестерны? В любом случае в фильме очень чуствуется рука начинающего Вегенера, не удивлюсь, если Рие вообще руководить не разрешали.

После вступления, вкратце о сюжете. Бедный студент по имени Болдуин, лучший фехтовальщик города и душа компании, любит девушку из хорошей семьи. Естественно, ничего хорошего из этого не выходит. Оказавшись в затруднительном положении он принимает помощь от загадочного господина по имени Скапинелли (безусловно первый из череды магических тиранов, порождённых германским кинематографом). Скапинелли предлагает контракт, золото в обмен на отражение в зеркале. И согласившийся студент начинает долгую и безнадёжную борьбу с собственным двойником.
Как сделанно? Отлично. Для года выпуска - просто на высочайшем уровне. На этом фильме становится окончательно ясно, что "Кабинет Доктора Каллигари/Das Cabinet des Dr. Caligari.", с его декорациями, выполненными художниками экспрессионистами из группы "Штурм", вовсе не начинает историю экспрессионистского кино. Наоборот, "Каллигари" - это окончательное формирование, высшая точка нового стиля. До него не было столь авангардной формы, но в сюжеты кинокартин уже проникли все основные мотивы экспрессионизма. Это ведь не только ломанные линии на холсте, это ещё и литература и поэзия. Так что книга Кракауэра должна была по справедливости называться "От Скапинелли до Геббельса" (Почему Йозеф? Потому что именно он был главным ценителем и фактическим создателем нацистского стиля кино, пышного и пошлого).
Так же хочу отметить игру самого Вегенера. Я не буду расточаться в восторгах, просто опишу свою любимую сцену фильма. Болдуин придя ночью к возлюбленной, встречает своего двойника/отражение. В панике он бежит, неуклюже пытаясь перелезть через забор. В этом же плане, хладнокровный двойник спокойно открывает калитку и выходит. Напомню, это 13 год. Приём совмещения двух изображений одного актёра в кадре известен уже давно, но нужно обладать отличным кинематографическим чутьём, что бы так этот приём обыграть.

Резюме:
И так понятно.

(
Comments
|Comment on this)

Дания, Поль Вегенер, рецензия, немое кино, Ганс Хайнц Эверс, Джон Готовт, Эдгар По, Лида Салмонова, 1913, Гретта Бергер, Альфред де Мюссе, мистика, киноэкспрессионизм, Германия, хоррор

Previous post Next post
Up