Мушкетёры Свинной Улицы/The Musketeers of Pig Alley (1912)
Режиссёр:
Дэвид Уорк Гриффит (D.W. Griffith)
Страна:
СШАГод выпуска:
1912Автор сценария:
Дэвид Уорк Гриффит (D.W. Griffith),
Анита Лоос (Anita Loos)
В ролях:
Вальтер Миллер (Walter Miller),
Лайонел Бэрримор (Lionel Barrymore),
Лилиан Гиш (Lillian Gish),
Элмер Бут (Elmer Booth)
Жанр:
гангстерский фильм,
короткометражка,
немое кино Страница на imdb Для того, что бы объяснить значение этого фильма, достаточно указать на один простой факт.Этот фильм обычно упоминается как первый в истории гангстерский фильм, уже обладающий всеми признаками жанра. Скорцезе в своём "Персональном Путешествии с Мартином Скорцезе Через Американское Кино/
A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies", начинает разговор о своём коронном жанре именно с него. Так что в отсутствии более ранних конкурентов - это первый гангстерский фильм в истории.
Уже этого достаточно, что-бы обратить на него пристальное внимание. Добавлю, что это один из лучших ранних фильмов безусловно гениального Гриффита, созданный как раз в тот момент, когда Дэвид Уорк буквально закладывал основы будущего американского жанрового кино. Он снимал быстро, профессионально, и в потоке из сотен коротких работ попадались подлинные шедевры. Я лично "Мушкетёров" посмотрел давным давно, в низком качестве и без перевода, что сильно мешало в понимании последней фразы фильма (Links in the system). Однако даже в таком виде фильм меня просто восхитил. Потом нашёл и внимательно пересмотрел версию приемлемого качества. Что могу сказать - здорово. Очень здорово.
Конечно, Гриффит не был бы Гриффитом, если бы не сделал основой происходящего откровенную мелодраму. В наличии имеется "маленькая леди", которую играет, конечно, Лилиан Гиш. Я уважаю Лилиан за невероятную по качеству роль в "Сломанные Побеги/
Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl ", но тут ей играть в принципе нечего. Тоже самое, кстати, было в "Рождение Нации/
The Birth of a Nation " и "Нетерпимость: Борьба любовь на протяжении веков/
Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages" Женские персонажи у Гриффита, в большинстве случаев, являлись какими то фарфоровыми куклами. Так же имеется музыкант, не то муж, не той молодой человек. Тоже весьма бледный и положительный. Но к счастью для зрителей, это фильм в первую очередь про гангстеров.
Это единственная роль Элмера Бута, которую я пока что видел. Он умер в 1915, не успев дожить до эпохи, когда кино стало общепризнанным искусством. Но по его исполнению не скажешь, что это ещё эпоха "примитивов", он играет действительно убедительного бандита, вполне сравнимого с ролями Пола Муни в "Лицо со Шрамом/
Scarface " и Джеймса Кэгни в "Ревущих Двадцатых/
The Roaring Twenties". Чисто мимика и язык жестов, но ему веришь. Эдакий добродушный но опасный увалень. Практически он переигрывает абсолютно всех, хотя тут среди эпизодических персонажей встречаются будущие звёзды звукового кино. К примеру среди эпизодических персонажей промелькнул Лайонел Бэрримор, будущий патриарх семейства Бэрриморов.
Режиссёрская работа - на десятку, это уже вполне профессиональное кино в современном понимании. Момент, вызвавший у меня особое восхищение - охота двух банд друг за другом. Гриффит чередует эпизоды с поиском так, что становится ясно, состыкованные эпизоды на самом деле происходят одновременно. И зритель может мысленно проследить перемещение всех фигур, в преддверии перестрелки. Это 1912 год, кино делает первые шаги. И эти шаги уже столь уверенные.
Финал мне тоже очень понравился. Первое впечатление - опять мелодрама. Бандит не стал гасить музыканта (хотя с точки зрения гангстера поводы были), музыкант и "леди" в ответ прикрыли бандита, сообщив полиции ложные сведения. В этом уже видна некоторая ирония. Потом гангстер и полицейский (которые ещё недавно пересеклись в пылу перестрелки, причём один пытался покалечить другого) выходят на лестничную клетку. Закуривают. Один уходит, а второй - получает деньги от хозяина кафе сбоку. Звенья системы. И "хорошие" и "плохие" оказываются частями одной цепи, одного мира.
Резюме:
Очень хороший фильм. Это уже совсем не "примитив"
(
Comments |
Comment on this)