Нибелунги: Месть Кримхильды/Die Nibelungen: Kriemhilds Rache (1924)

Jun 28, 2009 01:51

Нибелунги: Месть Кримхильды/Die Nibelungen: Kriemhilds Rache (1924)

Режиссёр: Фриц Ланг (Fritz Lang)
Страна: Германия
Год выпуска: 1924
Автор сценария: Теа Фон Харбоу (Thea von Harbou )
В ролях: Гертруд Арнольд (Gertrud Arnold), Маргарет Шён (Margarete Schön), Бернхард Гёцке (Bernhard Goetzke), Теодор Лос (Theodor Loos), Рудольф Клайн-Рогге (Rudolf Klein-Rogge)
Жанр: драма,  киноэкспрессионизм, немое кино, эпос
Страница на imdb

Вторая часть эпоса начинается с зимы. Если в тексте "Песни" между событиями прошло много лет, то тут всё более скомпоновано. Совсем немного времени прошло с момента, как Хаген Тронье по приказу короля убил в спину Зигфрида. И безутешная вдова вынуждена каждый день наблюдать убийцу своего мужа, ходящего с мечом, взятым с тела. Но её братья отказываются выдать убийцу, скованные "понятиями чести". Хотя на деле Ланг реализует тему Тронье опять же иначе, чем анонимный автор "Песни". Хаген фильма - опора государства, герой на службе, умный, опытный и совершенно незаменимый. Фактически он и есть истинная власть королевства. Он не правит, но контролирует служа. И мнение Кримхильды по сути никого реально не волнует, часть персонажей понимает, что натворил король, но это понимание ничем реальным не заканчивается. А Кримхильда наоборот, резко повзрослела после первой части. Здесь нужно отметить игру Маргарет Шён, буквально превратившей свою героиню из милой и пассивной девочки в клинок в женском обличии. Это не постмодернистские игры на тему мести в духе "Убить Билла", это действительно эпическое произведение о женщине, готовой ради мести на всё. Кримхильда уже мертва, но её тело не упадёт, пока она не увидит труп Тронье. И если сперва она ещё останавливается, не готовая убивать своих братьев, защищающих цель, то по мере развития сюжета Кримхильда становится абсолютно беспощадной. Можно вспомнить, что её прототип, Гудрун, в сагах кормила своего мужа Атиллу, перед его убийством, мясом его и её детей. Но в сагах она всё равно не обратила своего оружия на братьев, для клановой системы это было немыслимо. В средние века смысл текста изменился, из убийцы Атиллы Гудрун\Кримхильда стала его союзником. А вся её ярость обрушилась на её семью.
Здесь сделаю небольшое отступление. Между текстом "Песни" и фильмом Ланга есть ещё одно огромное различие. И это различие называется Атилла. И его гунны. Дело в том, что для анонимного автора "Песни" события пятого века совершенно незнакомы, он банально не в курсе того, кем были гунны и что творилось в Европе в момент их нашествия. Поэтому Атилла\Этцель в его описании превратился в куртуазного и цивилизованного монарха, с славным двором, множеством рыцарей и дам в услужении. Правда он там язычник, но язычник можно сказать цивилизованный и культурный, соблюдающий принципы веротерпимости и даже косвенно признающий правоту христианства.
В тоже время скандинавские версии данного эпоса основываются на легендах франков, очень хорошо запомнивших вторжение в Галлию.
Реальный замок Вормс, бывший в начале пятого века частью королевства бургундов на территории современной Германии, был снесён наступающими на Галлию гуннами. В последствии бургунды были союзниками римского полководца Аэция и короля вестготов Теодориха в войне против войска Атиллы. На территории Галлии и современной Франции они и получили своё новое королевство, в последствии поглощённое франками.

Ланг полностью проигнорировал описание империи Атиллы из "Песни", построив визуальный ряд на основе описаний римских историков и географов. Основным источником, судя по всему, послужили записки Приска Панийского, участвовавшего в византийском посольстве в центр империи Атиллы, когда по приказу императора Феодосия его царедворец Максимин пытался заключить мир. А другой царедворец, что характерно, пытался организовать убийство Атиллы.) В итоге орда Атиллы показана так, как её видели шокированные римляне, гигантская территория без городов, столица как огромная стоянка из землянок и деревянных домов, посреди всего этого - гигантский дворец, где постоянно идут дикие пиры во славу вождя. И сами гунны, больше похожие на орков из современных компьютерных игр. Орда. Дикая, неуправляемая, хотя ей служат и цивилизованный люди. Отдельно отмечу Рудольфа Клейн-Роге, его игра в роли Атиллы просто замечательна. Он играет существо с внешностью животного но высоким интеллектом.

И вот в этих декорациях и разыгрывается эта история о мести. Кримхильда выходит замуж за Атиллу, стремясь получить необходимую для возмездия власть. Родив ему сына, она уговаривает его пригласить на празднование Солнцестояния её братьев. Не собираясь убивать их всех, только  одного человека.
И дальше мы наблюдаем, пожалуй, самую мощную бойню, какую я видел в немом кино. Настоящая симфония разрушения, каждый шаг персонажей неизбежно ведёт к резне. И если автор "Песни" ко второй части поэмы напрочь забыл о том, что бургунды  виновны и их есть за что убивать, воспевая их как храбрых воинов сражающихся против превосходящей силы и целиком обвиняя в происходящем "одержимую дьяволом" Кримхильду, то Ланг снова снимает объективно. Половину фильма занимает ожесточённая осада дворца Атиллы, и в ней вновь проявился талант Ланга к масштабным разрушениям. Замкнутое пространство, горы трупов, горящий дворец. И Фолькер, поющий среди этого хаоса свою последнюю песню.
Кстати, в финале поэмы торжествующую Кримхильду убивает возмущённый рыцарь. Здесь - она сама умирает, убив всех своих братьев и добравшись до Тронье. Собственно после событий в живых остаётся только Атилла, весьма поражённый разгулом страстей у "цивилизованных" народов. Весь юмор в том, что прототипом Гудрун\Кримхилды судя по всему была та девушка, в разных источниках названная Ильдико или Хильдегард, после свадьбы с которой умер Атилла. Германские легенды сразу объявили её франкской или бургундской принцессой, отомстившей так Атилле. Хотя более серьёзные источники сообщают, что он умер сам от кровоизлияния.

Резюме:
Очень жёсткая, серьёзная и масштабная картина. Шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, драма, Бернхард Гёцке, Теа Фон Харбоу, немое кино, Рудольф Клайн-Рогге, Маргарет Шён, Теодор Лос, эпос, Гертруд Арнольд, 1924, киноэкспрессионизм, Фриц Ланг, Германия

Previous post Next post
Up