Мертвец / Dead Man (1995)

Apr 17, 2009 03:33

Мертвец / Dead Man (1995)

Режиссёр: Джим Джармуш (Jim Jarmusch)
Страна: США
Год выпуска: 1995
Автор сценария: Джим Джармуш (Jim Jarmusch)
В ролях: Джонни Депп (Johnny Depp), Гарри Фармер (Gary Farmer), Игги Поп (Iggy Pop), Ланс Хенриксен (Lance Henriksen)
Композитор: Нил Янг (Neil Young)
Жанр: арт-хаус, вестерн
Страница на imdb

Every night and every morn
Some to misery are born.
Every morn and every night
Some are born to sweet delight.
Some are born to sweet delight,
Some are born to endless night.

Мой интерес к кинематографу временами граничит с настоящей манией. И я лично точно знаю, с какого фильма это началось.
Нет, я и раньше смотрел фильмы, причём с удовольствием. Но сейчас почти ничего не помню о них. Этот фильм я не просто запомнил. Я был ещё подростком, когда увидел в программе передач это название. Мертвец. Решил, что что это фильм ужасов, данная гипотеза была основана во многом на показанном в рекламе фильма кадре, где лицо человека превращается в череп. Сел смотреть - и всё. Я не могу сказать, что фильм тогда мне очень уж понравился, я почти ничего не понял. Кроме одного: в этом мире есть нечто необъяснимое, совершенно не укладывавшаяся в мои детские представления об окружающей действительности. Начал искать информацию об увиденном, сперва нашёл короткую рецензию в журнале "Ровестник", из которой следовало, что Джармуш снял банальный и глупый вестерн. "Свистят пули. поют птицы, Джонни едет на лошадке". С той поры я не доверял отзывам в "Ровестнике".
Потом я нашёл в библиотеке стопку номеров журнала "Искусство Кино". А в нём - интервью Джармуша и две подробные статьи Сергея Кузнецова. Одна называлась "На Ловца и Зверь Бежит", вторая - "Это конец, мой единственный друг", и в них были описаны культурные коды фильма. Возможно они были слишком перегружены именами и ссылками, особенно первая. Но на тот момент это читалось как откровение, оказывается есть целое созвездие имён, которых я никогда не слышал. Вскоре я уже читал в библиотеке Блейка,  искал Амброза Бирса и внимательно слушал Моррисона. И тщательно изучал каждый номер журналов, посвящённых киноискусству. И не только, я за короткое время прочёл большинство книг про кино, стоявших в библиотеке.
С той поры изменилось очень многое, у меня сменилось большинство интересов, но этот фильм я до сих пор могу пересматривать вечно. Не пытаясь что-то там новое понять, просто наслаждаясь пейзажами, музыкой и стихами.

Ведь это просто хороший фильм про кливлендского бухгалтера по имени Уильям Блейк, который умирает из-за девушки по имени Тэль, продающий искусственные цветы, и которому благородный дикарь" вместо индейской мудрости читает слова из "Бракосочетания Неба и Ада" . Последнее меня особо умиляет, Джармуш тут сделал настоящий финт, вывернув наизнанку штамп о "диком носителе изначальной мудрости", просвещающим глупых белых людей. Здесь  индеец оказывается образованным носителем европейской традиции, причём традиции более чем еретической. Замечательный момент, Никто говорит торговцу христианину "Мой бог враждебен твоему".
Торговец, да и я при первых просмотрах, восприняли эту фразу как декларацию язычника. И только потом до меня дошло, что Маршак перевёл уже эти слова как

Христос, которого я чту,
Враждебен твоему Христу.

Именно за такие эпизоды "Мертвец" уже более десяти лет остается моим самым любимым фильмом. Впрочем это не делает Джармуша самым любимым режиссёром. Я видел много его работ, они в основном хорошие, но не отличные. Это единственный настоящий прорыв.

Лучший известный мне фильм о поэзии и смерти.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, 1995, Игги Поп, США, вестерн, Джонни Депп, артхаус, Ланс Хенриксен, Джим Джармуш, Гарри Фармер, Нил Янг

Previous post Next post
Up