Женщина-демон/Onibaba (1964)

Apr 16, 2014 01:55

Женщина-демон/Onibaba (1964)

Режиссёр: Канэто Синдо (Kaneto Shindô)
Страна: Япония
Год выпуска: 1964
Автор сценария: Канэто Синдо (Kaneto Shindô)
В ролях: Нобуко Отова (Nobuko Otowa), Дзицуко Ёсимура (Jitsuko Yoshimura), Кэй Сато (Kei Sato), Дзюкити Уно (Jukichi Uno), Тайдзи Тонояма (Taiji Tonoyama)
Композитор: Хикару Хаяси (Hikaru Hayashi)
Жанр:  арт-хаусдзидайгэки, драма, кайдан
Производство:  Kindai Eiga Kyokai, Tokyo Eiga Co Ltd.
Страница на imdb

Долгие годы я сожалел о том, что не записал название этого фильма. Мне хотелось найти о нём любую возможную информацию, но я даже не представлял, с чего начать поиски.
Дело в том, что в первый раз я посмотрел его совершенно случайно. Подростком. Мои знания о классическом японском кино на тот момент полностью ограничивались фамилией Куросавы, пару фильмов которого я уже успел посмотреть. Ни одной нормальной статьи или книги о национальной школе кинематографии я тогда не читал, следовательно вообще ничего понимал и даже не догадывался о том, как много я не знаю. В итоге, решение посмотреть транслируемый по телевидению совершенно неизвестный мне фильм вылилось в культурный шок невероятной мощи. Я совершенно не ожидал такого высокого уровня, фильм казался практически совершенным. Сам факт того, что существуют шедевры, о которых я ничего не читал, наглядно показал мне всю ограниченность моих реальных знаний. Что гораздо хуже, за несколько лет, прошедших с того просмотра, мне нигде не попадалось ни одного описания фильма, хоть немного похожего на увиденное тогда. Этот фильм нашёл мой брат, который тоже посмотрел в тот вечер вместе со мной. И тоже искал. Пока не увидел кадр из него на обложке книги в одной английской библиотеке.
После этого я узнал гораздо больше про историю японского кино. И сам фильм, неоднократно пересмотренный, у меня давно на двд есть, в отличном издании от "Eureka". Но впечатление, сложившееся  с первого телевизионного просмотра, никуда не исчезло. Это мой любимый японский фильм и один из любимейших фильмов вообще.
Самое главное, не стоит доверять утверждениям о том, что это именно хоррор, или точнее, кайдан. Да, в нём есть по настоящему жуткие эпизоды, но они объясняются без мистики.
На самом деле это отличная и очень реалистичная драма о средневековых крестьянках, выживающих во время бесконечной гражданской войны. И выживают они в этой мясорубке за счёт убегающих с поля боя солдат. Попросту они убивают раненных, и продают их оружие воюющим армиям. Про страх самураев перед крестьянами говорилось в "Семи Самураях/Shichinin no samurai" Куросавы, но в этом фильме хорошо показано, почему именно благородным воинам стоило боятся презренных представителей низкого сословия. И это справедливо, когда люди, которых в мирное время могли убить просто ради тренировки, заменяют  сельские работу на охоту за аристократией.  Прагматическая жестокость выживания.
В этом фильме нет никаких демонов, только люди. Девушка, уставшая ждать мужа, уведённого на войну, и начавшая роман с циничным дезертиром. И её свекровь, жаждущая удержать её в семье, поскольку она слишком стара и не сможет убивать одна. Один из самых странных любовных треугольников, виденных мной в кино. И "демон" здесь - это  маска убитого самурая. Одного из высших аристократов, скрывавших под грозной личиной пораженное проказой лицо.  
Очень медленное, атмосферное и спокойное кино.
Шедевр.

(
Comments
|Comment on this)

Япония, рецензия, драма, арт-хаус, 1964

Previous post Next post
Up