А теперь кое-что совсем другое /And Now for Something Completely Different (1971)
Режиссёр:
Йен МакНотон (Ian MacNaughton)
Страна:
ВеликобританияГод выпуска:
1971Авторы сценария:
Грэхем Чэпмен (Graham Chapman),
Джон Клиз (John Cleese),
Майкл Пэллин (Michael Palin),
Терри Гиллиам (Terry Gilliam),
Терри Джонс (Terry Jones),
Эрик Айдл (Eric Idle)
В ролях:
Грэхем Чэпмен (Graham Chapman),
Джон Клиз (John Cleese),
Майкл Пэллин (Michael Palin),
Терри Гиллиам (Terry Gilliam),
Терри Джонс (Terry Jones),
Эрик Айдл (Eric Idle),
Конни Бут (Connie Booth),
Кэрол Кливленд (Carol Cleveland)
Композитор:
Дуглас Геймли (Douglas Gamley)
Аниматор:
Терри Гиллиам (Terry Gilliam)
Жанр:
комедия,
скетчкомПроизводство:
Columbia Pictures Corporation,
Playboy Productions,
Kettledrum Films,
Python (Monty) PicturesСтраница на imdb Для начала нужно сразу уточнить терминологию. Конечно, это совсем не фильм. К кино как виду искусства это удивительное зрелище не имеет никакого отношения. Просто полтора часа скетчей и мультфильмов, совершенно непредсказуемых для человека, который не видел первый сезон "
Летающего Цирка Монти Пайтона/
Monty Python's Flying Circus". И немного скучного для тех, кто его неоднократно пересматривал.
Причина очень проста. "Монти Пайтон" как феномен возник на телевидении и мог, в своей изначальной форме, существовать только так. Однако неожиданный для всех, включая самих авторов, успех телешоу привёл к тому, что его начали переводить в другие форматы для зарабатывания на возникшей популярности. То есть к записи альбомов и к появлению книг. Перевод первого сезона в киноформат был естественным решением в этой ситуации. В первую очередь для первой попытки познакомить с шоу американскую аудиторию, ещё не охваченную трансляцией телешоу. Но в итоге фильм оказался популярен в самой Великобритании. Мы ведь говорим про начало семидесятых. Ещё не существует даже малейшей возможности как либо записать шоу для домашнего просмотра, видеорынок не существует даже в теории. Единственный способ посмотреть/пересмотреть лучшие скетчи - включить шоу в момент трансляции. Или пойти в кинотеатр.
В итоге получился странный мутант. Набор скетчей из первого сезона, заново снятых на хорошую аппаратуру и смешанных между собой в новой пропорции. Судя по дневнику Пэйлина члены группы были очень впечатлены процессом киносъёмки, сильно отличавшимся в лучшую сторону от ускоренного и дешёвого телевизионного съёмочного процесса. Но, при этом, не испытывали иллюзий по поводу художественной ценности финального продукта. Пэйлин упоминает, как на одной из более поздних встреч группы Эрик Айдл доказывал, что все побочные проекты "Монти Пайтон" неудачны по причине неадекватности медиума. Он в тот момент читал Маклюэна. Этот эпизод был рассказан как часть шутки о том, что точку зрения Айдла можно предугадать, если проверить его книжную полку, поскольку она меняется в зависимости от того, какую книгу он в данный момент читает. Но, одновременно, он показывает что всё у членов группы было хорошо с теоретической подкованностью и самоанализом. Они не ограничивались только любимым Клизом Анри Бергсоном и его "Смехом".
В целом главная проблема "А теперь кое-что совсем другое" действительно связана с неадекватностью выбранного медиума. А точнее с неадекватностью старого, отличного материала новому медиуму. Старые скетчи, идеально работавшие на телевидении, будучи спрессованными в полнометражный фильм явно потеряли в качестве. Точнее не сами шутки, они как были смешными, так и остались, а взаимодействие между скетчами. Отсутствие сюжета хорошо работает только в телевизионном скетчкоме. И то не всегда.
С другой стороны, я лично посмотрел этот фильм до знакомства с сериалом. И могу сказать по своему опыту, в качестве первого знакомства с эстетикой этот фильм более чем полезен. Можно, конечно, спорить, в каком варианте лучше определённые скетчи, вроде "Самая смешная шутка на свете" или "Мёртвый попугай". Разница между ними заметна, но не принципиальна. Если начинать знакомство с сериала, то особого смысла смотреть фильм нет. Только если вы увлечённый поклонник, желающий ознакомится со всем творчеством группы без исключения. Но если вы только приступаете к знакомству с их творчеством, то это не плохой вводный курс.
Самый слабый их фильм, что вполне нормально для их первого полнометражного эксперимента. В дальнейшем в их фильмах "пайтоновский" юмор всё же будет структуироваться сюжетом.
(
Comments |
Comment on this)