Дневник Глумова (1923)
Режиссёр:
Сергей ЭйзенштейнСтрана:
СССРГод выпуска:
1923Автор сценария:
Сергей Эйзенштейн по мотивам пьесы
Александра ОстровскогоВ ролях:
Иван Пырьев,
Григорий Александров,
Максим Штраух,
Александр Антонов,
Михаил Гоморов,
Вера ЯнуковаОператор:
Борис ФранциссонЖанр:
авангард,
комедия,
короткометражка,
немое кино,
пантомима,
спектакльПроизводство:
ПролеткультСтраница на imdb Собственно говоря, это не совсем фильм. Это пятиминутный кинофрагмент, показанный во время действия спектакля "На Всякого Мудреца Довольно Простоты", поставленного молодым и радикальным Эйзенштейном в театре "Пролеткульт". Судя по описанию это было совершенно безумное зрелище, в духе своей безумной эпохи. С клоунами, политинформацией, комическими куплетами и трюками на трапеции. Естественно, этот спектакль, как и остальные примеры театрального авангарда двадцатых годов, не был зафиксирован на плёнку, и мы можем довольствоваться только оставшимися описаниями. Однако от всего здания спектакля всё же сохранился один элемент, заранее зафиксированный на плёнку. И теперь мы можем попытаться представить целое по уцелевшей части, так же как по отдельным костям динозавров пытаются восстановить их внешний вид.
Как известно, по ходу действия пьесы лицемерный подхалим Глумов ведёт дневник, в который сливает всю скопившуюся желчь, язвительно издеваясь над остальными персонажами пьесы. Эта линия дала возможность Эйзенштейну внести в спектакль элементы детектива с погонями. И именно этот дневник Эйзенштейн сделал основой для своего первого фильма. С одной стороны, иллюстрируя эпизоды того, как Глумов обманывает своих благодетелей. С другой - показывая охоту за дневником. Получилось нечто поразительное. Группа обожаемых Эйзенштейном разнообразных клоунов в странных костюмах корчат рожи, целуют хвост ослу, ползают по стенам и превращаются в различные предметы. Фантазия бъёт через край, завораживающее зрелище. Глумов превращается в объекты желания остальных персонажей, что становится поводом для визуальной буффонады. Уже за эпизод с превращением Глумова в свастику Эйзенштейну нужно памятник поставить.
Ещё раз убедился в том, что первые эксперименты будущих мэтров необходимо находить и сохранять. Поскольку в них можно уловить удивительный момент, когда гений ещё остаётся дилетантом и не знает "как надо и как можно".
(
Comments |
Comment on this)