Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива (1993)

Dec 17, 2013 02:37

Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива (1993)

Режиссёр: Андрей Малюков
Страна: Россия
Год выпуска:  1993
Автор сценария: Юлия Дамскер
В ролях: Николай Шатохин, Наталья Варлей, Елена Кучеренко, Сергей Маковецкий, Евгений Герчаков, Екатерина Кмит, Василий Григорьев, Алефтина Евдокимова, Александр Лойе, Олег Филипчик
Композитор: Роман Загороднюк
Жанр: арт-хаус, комедия
Производство: ТО "Экран" (Останкино), АРК-фильм (кинокомпания Мосфильм)/Ренесанс(Москва)
Страница на imdb

Пример того, что не стоит всегда полагаться на первое впечатление о режиссёре. Моё знакомство с Малюковым началось с лихой эротической халтуры "Любовь На Острове Смерти"(imdb). Проверка фильмографии сразу вывела на фильм про "попаданцев" под названием "Мы из Будущего"(imdb), вызвавший отвращение уже синопсисом. Этих двух фактов хватило для занесения Малюкова в список глупых коньюктурщиков. Как оказалось - несправедливо.  
Уже первые кадры "Маленьких Человечков" по хорошему шокировали. Я ожидал чего угодно, только не Михаила Сергеевича Горбачёва с Раисой Максимовной,  убегающих на коне от разьярённой толпы. Это сон главного героя, но реальность фильма мало отличается от этого сна.
Главный герой - слабый и безвольный человек, психика которого была полностью сломлена в перестройку трансляциями заседаний Совета Народных Депутатов. Потрясающий момент, для тех кто понимает. Наш герой с той поры  не способен работать, в связи с необходимостью знать политические новости и страхом пропустить хоть что-то. Но читает он при этом только две газеты. "Пульс Тушина" и "Голос Вселенной". Для тех, кто не понимает, объясняю. Обе газеты формально были правого, национал-патриотического толка. Но "Голос Вселенной" бил все возможные рекорды уникальности. Это было издание ультраправого писателя фантаста Юрия Петухова, полного графомана, однако создавшего собственный, совершенно невероятный стиль. Инфернореализм. Это была дикая смесь из мистики, антисемитских теорий, демонологии и дешёвой фантастики, напоминающая сразу и Лавкрафта и Григория Климова. Плюс иконы, бластеры и многоглазые монстры из дальнего космоса. Самое удачное в фильме то, что герой никак не напоминает карикатурного национал-патриота, эта линия дана только намёком, через названия его любимых газет. Но он явно является представителем того потерянного поколения, из которого тогда рекрутировались и либералы, и нацпатриоты, и сектанты, и участники финансовых пирамид. Этот фильм не является политической карикатурой, это карикатура на немалую часть  постсоветского общества в целом.
Перед нами человек, который боится жить. Он существует за счёт жены, которую политические потрясения вовсе не отучили тяжело работать и кормить семью. Разрывается между ней и любовницей соседкой, точнее  разрываем двумя женщинами, каждая из которых гораздо сильнее, по сути, чем он. Соседка, кстати, отличается на удивление современной причёской и внешностью в целом, трудно поверить в год выпуска фильма. В любом случае, нашему мужественному отцу семейства очень трудно жить в мире, где все окружающие от него что-то хотят, хотя он явно не в состоянии соответствовать их ожиданиям. И хочется нашему герою стать маленьким-маленьким и залесть под шкаф. Именно эту возможность ему предоставляет манерного вида домовой в исполнении Маковецкого.
Как вы уже поняли, фильм совсем не реалистичный. Москва девяностых в нём показана как ирреальное место в котором, буквально, белые рояли расставленны по кустам. Часть персонажей откровенно сказочные, мне особенно понравилась голая женщина, постоянно материализующаяся в мусорном контейнере при полном безразличии наблюдающих за этим персонажей. В конце эта женщина выйдет  замуж за богатого иностранца, весь фильм безрезультатно ухаживающего за женой главного героя. Вообще тема иностранца как наблюдателя, точнее зрителя удивлёно смотрящего на происходящий абсурд очень важна для фильма в целом, семью персонажей снимают французские журналисты для своего телевидения. Они же выступают в роли носителей здравого смысла, задавая удивлённые вопросы о происходящем. Строго говоря в постсоветском кино  иностранцы часто выступали в роли "представителей нормы" оказавшихся на территории где царит хаос.   
Отличная, очень неглупая и точная комедия абсурда. Жаль, что остальная фильмография Малюкова не похожа на эту жемчужину.
(
Comments
|Comment on this)

Екатерина Кмит, рецензия, Россия, 1993, Сергей Маковецкий, арт-хаус, комедия

Previous post Next post
Up