Пленники Удачи (1993)

Nov 12, 2013 23:42

Пленники Удачи (1993)

Режиссёр: Максим Пежемский
Страна:  Россия, Франция
Год выпуска: 1993
Авторы сценария:  Виктор Петрович, Максим Пежемский
В ролях: Виталий Соломин, Семён Фурман, Сергей Баталов, Екатерина Семёнова, Виктор Сухоруков, Николай Гейко, Елена Бушуева, Олег Гаркуша, Юрий Ашихмин, Игорь Яковлев, Владимир Зинин, Александр Завьялов
Композитор:  Сергей Курёхин
Жанр: арт-хаус, комедия
Производство: Ленфильм, Роскомкино, ParisMedia
Страница на imdb

Девяностые были эпохой торжествующего постмодернизма. Не отвлечённого, интеллектуального постмодернизма как художественного метода, а стихийного постмодернизма как отражения обезумевшей реальности, в которой смешались внешние формы самых различных исторических эстетик. Разница простая, в народном, стихийном "постмодернизме" не было ни иронии, ни отстранённости. И эта серьёзность в сочетании с натуральным эстетическим карнавалом и делает многие культурные артефакты, оставшиеся от той эпохи, такими неповторимыми и уникальными.
Но рядом с живым творчеством масс существовал и постмодернизм в мировом значении этого слова. В первую очередь это "Поп Механика", но дискурс сознательного, условно говоря, постмодернизма вовсе не ограничивался одним Курёхиным. Хотя его влияние, безусловно, пропитывает весь вышеописанный сегмент культуры.
В случае с ранним Максимом Пежемским это влияние очевидно, Курёхин написал музыку к двум его первым фильмам, представляющим собой практически идеальный, эталонный образец сознательного постмодернизма.
Если его дебютный фильм, "Переход товарища Чкалова через Северный полюс" , всё таки оставался чисто юношеской клоунадой на тему монументального сталинского кино, то "Пленники Удачи", в свою очередь, оказались куда более сложной и тонкой работой. Для деконструкции, как ясно уже из названия, были выбраны советские комедии шестидесятых-семидесятых. Жанр, безусловно заслуживающий уважения. В девяностые, в рамках стихийного постмодернизма, часто пытались повторить успех советской комедии, смешивая её элементы с актуальными темами. Получались чудовищно уродливые мутанты вроде "Выстрела в Гробу"(imdb).
В этом нет ничего удивительного, советская комедия эпохи застоя была уникальным явлением, полностью сформированным своей эпохой. Цензура и административное давление в целом, в данном случае выступали в роли среды обитания. Экстремальной для художника, но позволявшей развиваться наиболее приспособленным.

Исчезновение этого эстетического давления, внезапно, привело к самой натуральной декомпрессации. Советские жанры оказались разрушены изнутри, подавляемыми долгие годы творческими импульсами, вырвавшимися на свободу из подсознания авторов. Блестящий пример - позднее творчество мэтров советской комедии, Рязанова и Гайдая.
На этом фоне "Пленники Удачи" оказываются едва ли не единственным примером аккуратной и тонкой стилизации.  Это не попытка возродить жанр, это памятник на его могиле. Но памятник замечательный.
Сюжет не очень советский. Три музыканта, во время новогоднего концерта, несправедливо обвинены в преступлении и отправлены в тюрьму где то в Средней Азии. Через много лет они обнаруживают, что у тюрьмы не хватает стены, и бегут на волю. Через пустыню, на построенной из металлолома машине, преследуемые конными татарами, они возвращаются в свой город и обнаруживают, что городом правит мафия возглавляемая их бывшим другом, подставившим их в начале фильма.
Только сюжет в этом фильме второстепенен, здесь главное не "что" а "как". Практически каждый кадр фильма явно отсылает к старым комедиям. Самоцензура автора удерживает его от прямых провокаций, фильм удивительно пуританский. И лёгкий, его юмор крайне абсурден, но, одновременно, совершенно ненавязчив. Всё даётся намёками, между делом, и при этом каждый гэг бъёт точно в цель.
Внешний вид героев и, особенно, бандитов. Тюрьма. Эпизод с троянским конём. Я могу бесконечно перечислять любимые моменты из этого фильма.
Шедевр, причём без кавычек.  В похожем стиле сняты "Трактористы 2", но они гораздо хуже, поскольку Алейниковым не хватило лёгкости. И ещё, в этом фильме один из лучших известных мне саундтреков Курёхина. Изумительно красивый. И изумительно лёгкий.
Идеально совпадающий с самой картиной.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, Максим Пежемский, арт-хаус, комедия, Франция, Россия, 1993, Сергей Курёхин

Previous post Next post
Up