Жёсткое время (1996)

Oct 29, 2013 02:19

Жёсткое время (1996)

Режиссёр: Максим Пежемский
Страна: Россия
Год выпуска: 1996
Авторы сценария:  Константин Мурзенко, Максим Пежемский
В ролях:  Алексей Серебряков, Лариса Гузеева, Елена Руфанова, Анастасия Корякина, Александр Баширов, Иван Ургант, Юлия Яковлева, Виктор Смирнов, Сергей Сонин, Александр Поздняков, Кирилл Шабров, Александр Плюснин, Николай Дик, Владимир Зинин, Александр Завьялов
Композитор: Андрей Сигле
Жанр: арт-хаус, драма, комедия
Производство: "Саша Антипов", "Жёсткое время"
Страница на imdb

Вторая половина девяностых была временем стабилизации кинопроцесса. Недавняя вольница сменяется вполне сформированной структурой, в которой уже есть и мейнстрим, и андерграунд. Кроме того, начинается гонка за мировой киномодой. И самым пиком моды на девяносто шестой год была, как известно, эстетика Тарантино. То есть чёрные криминальные постмодернистские комедии, сочетавшие киноманские шутки с эстетизированным насилием.
Большинство таких фильмов на русском было снято в конце девяностых на студии Горького в рамках "малобюджетного проекта". Среди них были хорошие фильмы. Иногда - очень хорошие. Но единственный известный мне отличный российский фильм в стилистке Тарантино был снят на пару лет раньше. Это и была короткая чёрная комедия опытного режиссёра, бывшего советского авангардиста Максима Пежемского по сценарию дебютанта Константина Мурзенко.
Сюжет замечательный. Режиссёра, снявшего успешный и признанный в мире арт-хаус "спонсоры" ставят на счётчик, поскольку их не радуют победы на "пидарских фестивалях". И под угрозой утюга отправляют снимать порно, с другими должниками в качестве актёров. Режиссёра играет Серебряков, очень неожиданный в роли рефлексирующего очкарика.
За короткое время перед нами проходит целый парад очень фактурных личностей.  Мурзенко вообще умеет прописывать персонажей. Хороши и братки, и съёмочная группа и "актёры". Сама ситуация, когда тонкий интеллигент, всемирно известный режиссёр, пытается снимать порнографический лубок "из древнерусской жизни" с запуганным пытками бизнесменом с ожогами от утюга на спине, двумя тупыми дальнобойщиками из глухой провинции и проигравшимся в карты оперным певцом, очень смешна. Есть и романтическая линия, про двух молодых влюблённых, которых по отдельности доставили на место съёмок с целью сделать порноактёрами, на что они согласились в том числе и для спасения друг друга. Если конкретно, парень, которого неожиданно играет Ургант случайно стал причиной гомосексуального изнасилования пьяного криминального авторитета в туалете ночного клуба, а девушка попыталась его защитить. Невезучего авторитета играет Баширов, лишний раз подтверждающий свою репутацию короля эпизодов.
Одним словом, отличный фильм. Очень смешной. Ничего лишнего.
Самый интересный аспект, пожалуй, культурологический. Дело в том, что русская порноиндустрия в принципе сформировалась только в самом конце девяностых. Я как то попытался собрать список названий русский порнофильмов девяностых, и оказалось что нечто более менее похожее на порнографию появляется только начиная с 1997/98 годов. Причём, судя по названиям, являлось скорее совершенно маргинальным явлением, фильмы были, в лучшем случае, на тему бдсм. Однако тот фильм, который снимают в "Жёстком Времени", выглядит на удивление современно. Его синопсис очень похож на описания современного российского "фольклорного" порно с его лубочным стилем. Либо в середине девяностых всё же была некая подпольная индустрия ориентированная на запад, от которой сейчас не сохранилось даже названий фильмов. Либо Мурзенко, при помощи чистой интуиции, предугадал будущее развитие жанра.
В любом случае перед нами, повторюсь, отличный фильм, поймавший точку перехода между кинематографом, вдохновлённым волной бандитизма и кинематографом, вдохновлённым постмодернистской рефлексией на тему фильмов о бандитизме.

(
Comments
|Comment on this)

рецензия, драма, 1996, Максим Пежемский, арт-хаус, комедия, Россия, Андрей Сигле

Previous post Next post
Up