Жёсткое время (1996)
Режиссёр:
Максим ПежемскийСтрана:
РоссияГод выпуска:
1996Авторы сценария:
Константин Мурзенко,
Максим ПежемскийВ ролях:
Алексей Серебряков,
Лариса Гузеева,
Елена Руфанова,
Анастасия Корякина,
Александр Баширов,
Иван Ургант,
Юлия Яковлева,
Виктор Смирнов,
Сергей Сонин,
Александр Поздняков,
Кирилл Шабров,
Александр Плюснин,
Николай Дик,
Владимир Зинин,
Александр ЗавьяловКомпозитор:
Андрей СиглеЖанр:
арт-хаус,
драма,
комедия Производство:
"Саша Антипов",
"Жёсткое время"Страница на imdb Вторая половина девяностых была временем стабилизации кинопроцесса. Недавняя вольница сменяется вполне сформированной структурой, в которой уже есть и мейнстрим, и андерграунд. Кроме того, начинается гонка за мировой киномодой. И самым пиком моды на девяносто шестой год была, как известно, эстетика Тарантино. То есть чёрные криминальные постмодернистские комедии, сочетавшие киноманские шутки с эстетизированным насилием.
Большинство таких фильмов на русском было снято в конце девяностых на студии Горького в рамках "малобюджетного проекта". Среди них были хорошие фильмы. Иногда - очень хорошие. Но единственный известный мне отличный российский фильм в стилистке Тарантино был снят на пару лет раньше. Это и была короткая чёрная комедия опытного режиссёра, бывшего советского авангардиста Максима Пежемского по сценарию дебютанта Константина Мурзенко.
Сюжет замечательный. Режиссёра, снявшего успешный и признанный в мире арт-хаус "спонсоры" ставят на счётчик, поскольку их не радуют победы на "пидарских фестивалях". И под угрозой утюга отправляют снимать порно, с другими должниками в качестве актёров. Режиссёра играет Серебряков, очень неожиданный в роли рефлексирующего очкарика.
За короткое время перед нами проходит целый парад очень фактурных личностей. Мурзенко вообще умеет прописывать персонажей. Хороши и братки, и съёмочная группа и "актёры". Сама ситуация, когда тонкий интеллигент, всемирно известный режиссёр, пытается снимать порнографический лубок "из древнерусской жизни" с запуганным пытками бизнесменом с ожогами от утюга на спине, двумя тупыми дальнобойщиками из глухой провинции и проигравшимся в карты оперным певцом, очень смешна. Есть и романтическая линия, про двух молодых влюблённых, которых по отдельности доставили на место съёмок с целью сделать порноактёрами, на что они согласились в том числе и для спасения друг друга. Если конкретно, парень, которого неожиданно играет Ургант случайно стал причиной гомосексуального изнасилования пьяного криминального авторитета в туалете ночного клуба, а девушка попыталась его защитить. Невезучего авторитета играет Баширов, лишний раз подтверждающий свою репутацию короля эпизодов.
Одним словом, отличный фильм. Очень смешной. Ничего лишнего.
Самый интересный аспект, пожалуй, культурологический. Дело в том, что русская порноиндустрия в принципе сформировалась только в самом конце девяностых. Я как то попытался собрать список названий русский порнофильмов девяностых, и оказалось что нечто более менее похожее на порнографию появляется только начиная с 1997/98 годов. Причём, судя по названиям, являлось скорее совершенно маргинальным явлением, фильмы были, в лучшем случае, на тему бдсм. Однако тот фильм, который снимают в "Жёстком Времени", выглядит на удивление современно. Его синопсис очень похож на описания современного российского "фольклорного" порно с его лубочным стилем. Либо в середине девяностых всё же была некая подпольная индустрия ориентированная на запад, от которой сейчас не сохранилось даже названий фильмов. Либо Мурзенко, при помощи чистой интуиции, предугадал будущее развитие жанра.
В любом случае перед нами, повторюсь, отличный фильм, поймавший точку перехода между кинематографом, вдохновлённым волной бандитизма и кинематографом, вдохновлённым постмодернистской рефлексией на тему фильмов о бандитизме.
(
Comments |
Comment on this)