Конструктор красного цвета (1993)
Режиссёры:
Андрей И,
Армен ПетросянСтрана:
РоссияГод выпуска:
1993Автор сценария:
Андрей И, по мотивам романа
Томаса Манна (Thomas Mann)
В ролях:
Анна СемкинаКомпозитор:
Игорь ГолубевЖанр:
gore,
mockumentary,
авангард,
монтажный фильм,
фантастикаПроизводство:
СфераСтраница на imdb Мода на монтажные фильма, появившаяся в авангардных кругах первой половины девяностых, ещё ожидает нормального анализа. На данный момент моё единственное предположение о том, почему вообще Ковалов и Дебижев начали делать фильмы из обрывков старой хроники связано с общей идеологической ситуацией в стране, пытающейся создать себе новую идентичность из обрывков критически переосмысленной советской и романтически переосмысленной дореволюционной российской действительности. По крайней мере у Ковалова это противопоставление дореволюционного и послереволюционного выглядит просто навязчиво, да и Дебижев иногда скатывается в прославление "хруста французской булки", достаточно посмотреть "Красное на Красном".
Впрочем самый сильный и жуткий из постмодернистских монтажных фильмов девяностых практически целиком сконцентрирован на раннесоветских плёнках. Это псевдодокументальный фильм Андрея И "Конструктор Красного Цвета".
Это очень специфический фильм. Говорят, что на приёмной комиссии первые зрители просто закрывали глаза. Это более чем естественно, фильм шоковый. На мой вкус он шокирует куда меньше, чем, к примеру, вполне официальный советский документальный фильм "Диагноз" Герца Франка, но для своей специфической ниши он уникален. Его документальная составляющая взята из старых медицинских плёнок с записями операций и с демонстрацией различных уродств и болезней. Будучи вынесенными из научного контекста и помещёнными внутрь очень странной художественной концепции эти кадры стали по настоящему сильным видеорядом. Особенно по сравнению с чисто художественной частью фильма, которая воплощает в себе все слабые черты эстетики Андрея И. Если конкретно, там показана женщина в красном платье на фоне красной комнаты, которая плавно движется с выражением высокой художественной значимости представленного эпизода на своём лице.
Впрочем самое важное и одновременно самое спорное в фильме - это закадровый текст. Он длинный, сложный и невероятно запутанный. Часть этого текста, произносимого мужским голосом - размышления про историю и биологию. Часть, и самая заметная часть, произносимая женским голосом, это внутренний монолог умирающего (а точнее, уже погибшего) человека. Судя по всему, Ганса Касторпа героя романа Томаса Мана "Волшебная Гора". Этот монолог - стилизация, поскольку его действие происходит на полях Первой Мировой Войны, то есть после завершения собственно романа. И он представляет собой длинное размышление на тему того, почему среди первых апостолов было так много близнецов, с явным намёком на технику клонирования. В сочетании с описанием гор трупов и видеорядом с разрезанием человеческой плоти крупным планом эффект действительно сногсшибательный.
В принципе этот эффект близок по сути к тому, что пытались показать остальные авторы монтажных фильмов. Образ мира, разорванного на части и сшиваемого теперь по живому. Нечто подобное потом показывал Юфит, к примеру в "
Прямохождении" (
imdb). Но Андрей И, довёл эту идею до логического конца, перед нами буквально образец русской биомеханики.
Разумеется, этот фильм целиком построен на таком старом трюке как "эффекте Кулешёва". Реальная кровь на экране добавляет крови и плоти произносимым словам. Если бы весь видеоряд фильма целиком состоял из плавно двигающейся дамы в красном, то и слова, наверняка, звучали бы фальшиво и банально. Но, каким бы старым не был трюк, всё равно нужно суметь им воспользоваться. У начинающего Андрея И это вполне получилось. К сожалению, только один раз. После этого он в своём творчестве двигался по направлению к барышне в красном, то есть к помпезной банальности.
Сочетание текста и изображение очень сильное.
Отличный фильм.
(
Comments |
Comment on this)