Тецуо/Tetsuo (1989/1992/2009)

Sep 19, 2013 01:12

Тецуо: Железный человек/Tetsuo (1989)

Режиссёр: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto)
Страна: Япония
Год выпуска: 1989
Автор сценария: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto)
В ролях: Томорово Тагути (Tomorowo Taguchi), Кеи Фудзивара (Kei Fujiwara), Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto), Нобу Канаока (Nobu Kanaoka)
Композитор: Чу Исикава (Chu Ishikawa)
Жанр: авангард, индустриальное кино, фантастика, японский киберпанк
Производство: Japan Home Video (JHV), K2 Spirit,Kaijyu Theater, SEN
Страница на imdb

Всё нужно узнавать вовремя, нельзя торопиться в таком важном деле, как саморазвитие. Из этой предпосылки следует вывод: если какой-то фильм при первом просмотре показался интересным, но абсолютно непонятным - то его стоит пересмотреть через несколько лет. Это как раз тот случай.
На самом деле при первом просмотре я был уже неплохо подготовлен теоретически, поскольку много читал и про фильмы Цукамото, в том числе и в "Лимонке", уже неплохо разбирался в киберпанк литературе и усиленно читал про индустриальную культуру. Однако эта подготовка была чисто теоретической, на практике тогда даже индастриал ещё ни разу внимательно не слушал. Как известно, карта - не территория, даже самое тщательное описание шоковой тактики никак не подготавливает зрителя к этой самой шоковой тактике. В результате от фильма осталось твёрдое впечатление полного и кромешного безумия, причём даже не было ясно, понравилось или нет.
И только через несколько лет, сильно изменившись и многое посмотрев, решил обновить впечатление.
И во второй раз фильм понравился полностью и тотально, он действительно гениален с первого и до последнего кадра.
Цукамото в первую очередь хороший художник, каждый эпизод в визуальном плане прекрасен. Фильм очень быстрый, очень красивый и, как ни странно, очень сексуальный. Музыка, в первый раз показавшаяся каким то скрежетом, на деле оказалась просто отличной. С того момента это один из моих любимейших саундтреков. Про актёров тоже не могу сказать ничего плохого, особенно Кеи Фудзивара хороша. Она потом стала одной из самых уважаемых мной актрис и режиссёров.
Главное, что стало ясно при внимательном просмотре и анализе: сложность фильма во многом связана с теоретической путаницей. Хотя стиль и называется "японский киберпанк", но к реальному литературному киберпанку он имеет опосредованное отношение. Правильным термином было бы "японское индустриальное кино", поскольку сам жанр явно происходит из музыкального видео. Конкретно его корни можно смело вывести из фильма "Получеловек/Halber Mensch", снятого Сого Иси во время гастролей Einstürzende Neubauten в Японии.
Отсюда и различие. Киберпанк всё же скорее научная фантастика чем авангард, в то время как Тецуо - скорее авангард, чем научная фантастика. Его основная тема очень близка к условно говоря "киберпанковской", это трансформация тела и сознания. Я говорю условно, поскольку эта тема развивалась в литературе и кинематографе задолго до появления собственно киберпанка, дойдя практически до совершенства в лучших текстах Берроуза или, к примеру, в фильмах Кроненберга. Особенность киберпанка, также как и лучших фильмов вышеупомянутого Кроненберга, заключается в том, что эти мутации объясняются накоподобным образом, являясь скорее перенесённым в будущее описанием воздействия новых технологий на отдельного человека и общество в целом.
Тецуо совсем другой. В нём трансформация ничем не объяснима и скорее похожа на смесь магии с вирусом. Словно результат столкновения с машиной оборотнем. Ничем не контролируемый, болезненный процесс, превращающий человека в живую гору металла с сверлом на месте полового органа и явным желанием уничтожить человечество.
Великий фильм. Купил на двд и иногда пересматриваю.

Тецуо 2: Тело-Молот/Tetsuo II: Body Hammer (1992)
Режиссёр: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto)
Страна: Япония
Год выпуска: 1992
Автор сценария: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto)
В ролях: Томорово Тагути (Tomorowo Taguchi), Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto), Нобу Канаока (Nobu Kanaoka), Суджин Ким (Sujin Kim), Тораэмон Утадзава (Torauemon Utazawa)
Композитор: Чу Исикава (Chu Ishikawa)
Жанр: боевик, фантастика, японский киберпанк
Производство: Kaijyu Theater, Toshiba EMI
Страница на imdb

Как всем хорошо известно, прямые продолжения отличных фильмов редко бывают даже хорошими. Особенно когда история уже полностью исчерпана в первом фильме. Не будешь же режиссёр демонстрировать на практике как уже осознавшие себя и свою силу существа из первого фильма разрушают по кирпичику и так многострадальный Токио.
Из этой диллемы всегда есть логический выход. Можно снимать не вторую часть, а версию 2.0 изначальной истории. Не развивать дальше, а вернуться к началу и поиграть в новую вариацию, сменить акценты и добавить нечто новое. Именно по этому принципу и сделано "Тело-Молот".
Отличие между двумя версиями буквально бросается в глаза с первого кадра "Тела-Молота. Второй фильм цветной. С одной стороны, это не самый удачный шаг, первый фильм поражал во многом благодаря гениальной игре света и тени, сравнимой только с лучшими образцами экспрессионистского кино. Переход к цвету радикально смягчает шоковый эффект, фильм становится гораздо мягче.
Второе отличие ещё значительнее. У фильма есть сюжет. Более того, этот сюжет внятно объясняет, что произошло и почему началась трансформация. Встреча с "женщиной" заменяется нападением бритоголовых подонков. И это часть целого заговора против главного героя. Оказывается, что преобразование в железное чудовище является результатом экспериментов по созданию идеального оружия, которые отец главного героя проводил на собственных детях. Спусковой крючок - гнев. Совершенно неожиданно для гениального изобретателя превращение маленького мальчика в ходячий БТР добавила некоторый риск в семейную жизнь. И привела, в итоге, к замечательной бойне. Виновник бойни, от шока, вытеснил из памяти и само событие, и предшествовавшую ему собственную трансформацию. В итоге полностью забыв про то, кто он такой и чем рискуют окружающие. Брат его, в свою очередь, не забыл, и благодаря своим способностям собрал вокруг себя небольшую но очень радикальную секту фанатичных последователей, готовых исполнить любое приказание кумира. В обмен на трансформацию их тел и превращение в богов. Приказы эти, естественно, связаны с забывчивым братом и с желанием кое-что ему напомнить.
Уже из этого краткого пересказа видно, что новая версия гораздо дороже и профессиональнее, но менее радикальнее. В новом фильме повторены многие фирменные трюки. Более того, они доведены до определённого совершенства, сцена превращения в танк просто гениальна. Но этот фильм - не шедевр, в отличие от первого. Это хорошая, оригинальная, профессионально снятая авторская фантастика. Точнее фантастический боевик.
Не более. Но и не менее.

Тэцуо: Человек-пуля/ Tetsuo: The Bullet Man (2009)
Режиссёр: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto)
Страна: Япония
Год выпуска: 2009
Авторы сценария: Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto), Хисакацу Куроки (Hisakatsu Kuroki)
В ролях: Эрик Боссик (Eric Bossick), Шинья Цукамото (Shinya Tsukamoto), Акико Моно (Akiko Monou), Юко Накамура (Yûko Nakamura), Стивен Саразин (Stephen Sarrazin), Тайгер Чарли Герхардт (Tiger Charlie Gerhardt), Пракхар Джайн (Prakhar Jain)
Композитор: Чу Исикава (Chu Ishikawa) [Одна композиция - Трент Резнор (Trent Reznor) и  Nine Inch Nails]
Жанр: фантастика, японский киберпанк
Производство: Asmik Ace Entertainment, Kaijyu Theater, Yahoo Japan
Страница на imdb

Всё хорошее нужно прекращать вовремя. Если бы серия "Тецуо" не стала серией, ограничившись первым фильмом, то название ассоциировалось бы только с шедевром. Если бы она осталась дилогией, то это была бы очень хорошая серия из двух фильмов. Но, к сожалению, постаревший Цукамото попытался ещё раз переснять свою любимую историю, в третий раз под брендом "Тецуо" и четвёртый раз в целом, если считать отличную короткометражку "Странное существо обычного размера/Futsu saizu no kaijin". Я долго не хотел смотреть Тецуо версию 3.0, все мои инстинкты предупреждали, что я буду разочарован. К сожалению инстинкты не ошиблись ни в чём.
Первый тревожный звоночек прозвучал при появлении главного героя. Он гайдзин. То есть по сюжету полукровка, сын американского и японской учёных. Но выглядит при этом чистокровным европейцем. Единственное объяснение этому решению простое, это явно сделано с целью сделать фильм приемлемым для западной аудитории. И ничего хорошего подобное намерение зрителю не несёт.
Итак, перед нами очередной счастливый яппи. У него жена японка, маленький сын и папа. Папа, в этой версии, живой и здоровый, если не считать одержимости здоровьем сына и внука, выражающейся в постоянных медицинских тестах проводимых прямо на дому. Официальное объяснение - мать семейства двадцать лет назад умерла от рака и теперь папа сильно обеспокоен возможным повторением трагедии. Но зритель, знакомый с предыдущей версией, сразу понимает что к чему и почему.
Идилия длится недолго. Неизвестный жестоко убивает ребёнка прямо на глазах отца. Наш герой в сильном стрессе. Его жена жаждет крови. Дедушка же пытается успокоить своего сына и убедить не впадать в ярость. Эта попытка остаётся безуспешной, поскольку неизвестный продолжает преследовать семью. И вот, в очередной раз, на улицах Токио появляется разьярённый Клим Чугункин, человек и пароход.
Первая половина фильма оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, сама манера съёмки уже бесит. Вместо механических эффектов компьютерная графика, а великолепные ускоренные проходы по улицам с точки зрения монстра заменены на новомодный клиповый монтаж с трясущейся камерой, когда ничего не разобрать в итоговом мельтешении. С другой стороны, образ холодного и пустого Токио получился вполне неплохим, хоть и повторяющим вторую часть. Злодей же оказался на удивление отличным. Вместо исчерпанной за предыдущие версии темой битвы двух чугунных якодзун Цукамото снял и лично сыграл реально впечатляющего психа. Его герой - маньяк мизантроп, которого от немедленного самоубийства удерживает только желание унести с собой побольше народа и наша ходячая "ядрёна бомба" даёт ему определённый шанс. Весь фильм этот персонаж с буквально нарисованным на майке прицелом тыкает нашего героя палкой и наблюдает за тем как тот меняет цвет и форму. Если бы нововведения ограничились новым типом антигероя, без изменения ключевых тем сериала, то фильм был не так уж и плох. К сожалению изменения куда серьёзнее.
Западному зрителю нужно всё разжевать и в рот положить? Ждите подробной истории проекта "Тецуо", с фотографиями и документами. Даже странному решению отца учёного продолжить свой род столь рискованным образом дано объяснение. Нелогичное и ненаучное, заставившее бы сценаристов латиноамериканских мыльных опер рыдать кровавыми слезами и требовать такой же дури. Но всё равно, объяснение. Однако и это можно было бы вытерпеть, если бы не было изменения концепции самой метаморфозы и связанного с ней изменения общей атмосферы фильма.
Первые фильмы стали культовыми во многом за счёт своей радикальности. Трансформация была необратимой и затрагивала как тело, так и психику. Разрушение и хаос, в свою очередь, были неизбежными.
Именно поэтому так разочаровывает пропаганда самоконтроля и семейных ценностей, которую теперь подают под видом новой версии великого фильма.

(
Comments
|Comment on this)

Япония, рецензия, японский киберпанк, 2009, авангард, 1992, индустриальное кино, 1989, фантастика, боевик

Previous post Next post
Up