И черт с нами! (1991)

Jul 04, 2013 03:11

И черт с нами! (1991)

Режиссёры: Александр Павловский, Валентина Судзиловская
Страна: СССР
Год выпуска: 1991
Авторы сценария:  Игорь Шевцов, Александр Павловский
В ролях:  Георгий Саакян, Дмитрий Харатьян, Лариса Удовиченко, Николай Караченцов, Анна Демьяненко, Александр Демьяненко, Михаил Светин, Борислав Брондуков, Михаил Кокшенов, Игорь Дмитриев, Александр Соловьёв, Виктор Павлов, Всеволод Абдулов, Владимир Татосов, Андрей Анкудинов, Аркадий Насыров, Нина Ильина, Владимир Волков, Юрий Шлыков, Владислав Ветров
Композитор: Максим Дунаевский
Жанр: комедия, фантастика
Производство: Одесская киностудия
Страница на imdb

Творческая интеллигенция эпохи перестройки была буквально одержима другой эпохой. Эпохой 'культа личности". Количество фильмов и книг на тему преступлений сталинизма было явно неадекватно, точно так же как сейчас неадекватно много книг, посвящённых столь же бездумному восхлавлению генералиссимуса и его правления. В откровенно параноидальной "Гибели Советского Кино" Федор Раззаков совершенно всерьёз утверждает, что это всё было последствиями коварного заговора сионистов и масонов по дискредитации вождя. Если не брать в расчёт столь откровенную клинику, то всё равно надо признать, что этот вал пропагандистских материалов выглядел очень странно. Одно дело, когда талантливые люди искренне высказывали своё отношение к тому неоднозначному и жуткому времени. Другое дело, когда толпа халтурщиков выполняла социальный заказ, порождая в итоге волну такой мути, что можно было стать сталинистов просто из чувства эстетического отвращения. Впрочем сейчас, по прошествию стольких лет, такие фильмы отвращения уже не вызывают, скорее наоборот, чем бездарнее - тем интереснее.
Художественный фильм "И Чёрт с Нами" по своим тактико-техническим характеристикам относится к той категории картин, которую я обычно называю "крымскплотейшенс" или "курортсплотейшенс", что более точно, ведь самый типичный образец субжанра, "Обнажённая в Шляпе" (imdb) был снят вообще в Таллине. Тем не менее львиная доля этих фильмов снято на крымских локациях и представляет собой в большинстве случаев непритязательные комедии. Обычно эротические. Но в этом конкретно случае эротику заменила политика, а также гражданственность. Если и появляется на экране голое тело, то это страница из Плейбоя, которую держит в руках возмущенный Сталин.
Да, именно так. Сталин, читающий Плейбой.
Оказывается Сталин вовсе не умер. Он просто узнал о криотехнике, ему стало любопытно и он бросил страну и свой пост, тайком заморозившись на даче. Режиссёр никак не воспользовался теми сюжетными возможностями,которые давал этот ход. Нет ни сцены в лаборатории, ни случайного обнаружения неосторожными подростками стеклянного саркофага, ни даже сцены пробуждения злодея. Всё это просто вынесено за скобки сюжета.
Вместо этого нам показывают Сталина и Берию, обсуждающих новости науки и техники. А потом, сразу, начинается начало девяностых. Группу юмористов и прочих сатириков, приехавших на фестиваль, селят на бывшей даче Сталина. И ночью он туда тоже является.
К моему глубокому сожалению в этом фильме не участвует Петросян. Противостояние этих двух грузинов превратило бы ленту в космогоническую драму. Вместо Петросяна тут Харатьян, что гораздо менее символично. Сталина, в свою очередь, играет Георгий Саакян, профессиональный двойник, благодаря сходству с генералиссимусом снявшийся в множестве советских фильмов про войну. Участие в такой мути как "И Чёрт с Нами" могло бы стать дном его кинокарьеры, но в будущем снизу постучали, и он закончил послужной список съёмками в невероятном "Корабле Двойников". Актёр он, конечно, более чем средний, но в "И Чёрт с Нами" он вполне доблестно воплотил весьма необычную режиссёрскую концепцию.
Его Сталин - клоун, с замашками мелкого пакостника. Он ставит подножки, ворует паспорт для мелкого шантажа, в ключевой по уровню пафоса сцене поджигает агитацию общества "Мемориал". Десакрализация образа практически тотальна. Затем, правда, вождь и учитель развернулся вовсю. Он заключил союз с комсомольцами, которые в реальности фильма вовсе не приступали к распилу советского наследия под демократическими лозунгами, а наоборот, стремились к диктатуре. Основал неофашистскую организацию СОСО. И попытался взять власть в стране путём захвата провинциального юмористического шоу.
Боевики СОСО захватывают телевидения у дают прямую трансляцию того, как на место разогнанных пинками клоунов встают верные партии бойцы с портретами вождя. И страна незамедлительно падёт к ногам. Клоуны, конечно, организуют сопротивление, клоуны вообще склонны считать, что это их работа диктатурам сопротивляться. В фильме их сопротивление действенно.
Ещё там поет Караченцев. Поёт очень плохо. Но пафосно. Ирония истории, исключительно бездарную музыку к этой антисталинской попсе написал Дунаевский, родной сын того самого Дунаевского, автора самой талантливой поп музыки сталинской эры. Причём в фильме звучат  шутки на эту тему. Нужно ли объяснять, что в фильме о противостоянии нового юмора прошедшей диктатуре нет ни одной смешной шутки?
Нечеловеческая муть. Только для проверенных товарищей, готовых на радикальные эксперименты. Остальным стоит держаться подальше.



















(
Comments
|Comment on this)

1991, Виктор Павлов

Previous post Next post
Up