Планета бурь (1962)

Jun 19, 2013 00:57

Планета бурь (1962)

Режиссёр: Павел Клушанцев
Страна: СССР
Год выпуска: 1962
Автор сценария: Александр Казанцев, Павел Клушанцев
В ролях: Владимир Емельянов, Геннадий Вернов, Георгий Жжёнов, Кюнна Игнатова, Юрий Саранцев, Георгий Тейх
Жанр: фантастика
Производство: Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов
Страница на imdb

Мне тогда было пятнадцать. Я проводил целые дни в городской библиотеке, внимательно читая все журналы, где хоть что-то писалось про историю кино. Меня абсолютно восхищали те авторы, кто демонстрировал широкую эрудицию, цитируя десятки неизвестных мне тогда фильмов. Это было время задолго до появления самой возможности цифрового обмена копиями в сети, и обретение столь обширных знаний казалось недостижимым идеалом.
Но у меня и тогда, медленно но верно, зарождались амбиции. Я так восхищался экспертами, что очень хотел сам стать экспертом, хоть в чём-то. Читая статьи про западную малобюджетную фантастику я задумался о соответствующих фильмах советского производства. Информации о них было мало, но и самих фильмов тоже было не так то уж и много снято, следователь был шанс ознакомится хотя-бы с основными. Тем более, что их иногда показывали по телевидению, бывшему тогда для меня одним из основных источников для потребления кино.
Всё это затянутое вступление было нужно для того, что бы объяснить простую вещь. Когда я, в первый раз, подростком, смотрел этот фильм, я его уже смотрел с точки зрения "будущего критика" и это очень сильно исказило впечатления. Смешно вспоминать, но я даже чудовищную финальную песню воспринял как забавный артефакт, совершенно серьёзно думая о том, что из неё можно было бы сделать сюрреалистический, медленный и мрачный кавер в духе любимого мной тогда трип-хопа. Короче говоря, мне потребовалось очень много времени на взросление для того, чтобы посмотреть "Планету Бурь" просто как хорошую приключенческую фантастику.
В любом случае, этот фильм достоин своего культового статуса. Клушанцев действительно уникальный режиссёр, и его уникальность заключается во многом в том простом факте, что он свой стиль выработал практически сам, идя против основного течения. Советское кино, в том числе и жанровое, всё таки было довольно аскетичным, развиваясь больше в плане актёрской игры. Спецэффекты обычно выглядели чистой условностью. Клушанцев совсем иной. Он визионер и визуализатор. Художник, отточивший свой стиль в относительно маргинальной нише научно-популярного кино и ухвативший, в итоге, саму суть романтики своей эпохи. Эпохи прорыва в космом и связанных с этим надежд. Мне кажется совершенно необъяснимым сам факт того, что этот стиль не был подхвачен другими авторами и не превратился в мейнстрим своего времени. Более того, у него на самом деле ничему не научились и западные режиссёры из когорты учеников Кормана, ставших законодателями мод в собственном мейнстриме. Да, Лукас называл Клушанцева своим учителем, но большой вопрос, чему именно он научился. Для того, что бы понять, как именно молодые американские режиссёры понимали стиль Клушанцева достаточно просто посмотреть перемонтированную Богдановичем версию "Планеты Бурь" под феерическим названием "Путешествие на планету доисторических женщин/Voyage to the Planet of Prehistoric Women" . Эскапизм. Чистый эскапизм.
В свою очередь Клушанцев ни капли не похож на эскаписта, создающего сказочные миры для бегства от действительности. Он романтик, составляющий дорожную карту для предстоящей экспансии. Его миры не находятся "давным давно в далёкой галактике", они лежат рядом, на расстоянии шага. Шага, который необходимо сделать.
Разумеется, между "Планетой Бурь" и  научно-популярными фильмами Клушанцева, такими как ранняя "Дорога к Звёздам" (imdb) и более поздние "Луна"(imdb) и "Марс"(imdb), есть принципиальная разница. В перечисленных фильмах он тоже на удивление профессионально создавал фантастические миры, но там он старался придерживаться научных данных своего времени, что делало эти фильмы относительно аскетичными. В "Планете Бурь" он реально дал волю своей фантазии. Доисторические растения и животные, включая отличных динозавров. Затонувшие города инопланетной цивилизации. Большой робот слуга, в конечном итоге сошедший с ума. Извержение вулкана. И так далее. Всего этого вполне хватает для того, что бы со всей уверенностью назвать "Планету Бурь" настоящей жемчужиной советской приключенческой фантастики.
Минусы в фильме тоже есть. В первую очередь это  Кюнна Игнатова в роли девушки космонавта. Точнее её персонаж. В этом случае я совершенно согласен с министром культуры товарищем Фурцевой в её негативной оценке. И дело не только в том, что советский космонавт не должен плакать. Просто этот космонавт в целом ведёт себя как глупый эмоционально нестабильный подросток, что очень раздражает.
Ещё финальная песня. Впрочем из последнего действительно можно было бы сейчас сделать интересную композицию в духе "Нож для фрау Мюллер". Хотя вряд-ли кто нибудь этим займётся.
(
Comments
|Comment on this)

1962, рецензия, СССР, фантастика

Previous post Next post
Up