Дмитрий Копелев, известный историк пиратства, пишет в своем ВК
https://vk.com/wall19640945_4182"Большой вальс"
"Вас же там и не было", - как молитву талдычат сегодня бывшие "союзники"по второму фронту (с участием Германии, Италии), головы которых настолько просквозило, что, кажется, ураганы там пронеслись со смерчами! Все вынеся, разумное и человеческое (а было ведь, возможно!?)! А мы то не забываем! Ещё учился в университете и удивлялся короткой памяти французских "союзников", запамятовавших и о 1914, и, о 1916, и об Арденнах 1945, а потом и вовсе подзабывших, как де Голль катался в Москву, а их, французов, "втаскивали" в состав участников победившей антигитлеровской коалиции! Но вот в отношении собственной "героической памяти" все у них работает в геометрической прогрессии! Стоял на пляже в Дьепе, где летом 1942 года провалилось канадское десантирование - там с табличками в память павших все в порядке! Идёшь по улицам Парижа, а на домах иногда висят таблички с именами погибших здесь в боях 1944 года - их немного, но ярким цветом выделяются, как горящие маяки! И впечатление создаётся прямо таки жертвенной Франции, бросившей себя на алтарь Победы и сгоревшей как феникс! Умеют они пропагандой заниматься! А мы тоже не забываем, но деликатно так ведём себя, чтобы кого-нибудь не обидеть! А ведь весь Ленинград бы в табличках был, если бы вспомнить о погибших! А по всей стране!? И кто виноват в этом, и что делать?
А ведь умели и пропагандой встречной заниматься! В разгар операции "Оверлорд", когда нормандские союзнические плацдармы заморозились и немцы уперлись, на востоке развернулась по полной операция "Багратион", о которой, как я подозреваю, на встрече нынешней в "западных" верхах, сейчас никто вспоминать не будет! А в Москве, в июле 1944, прошла международная операция "Большой вальс", названная так по аналогии с известным тогда фильмом о Иоганне Штраусе! И тысячи пленных прошли по столице и посмотрели, наконец, на город, о котором так мечтали - только без шампанского и свастики! Но зато с поливальными машинами, ехавшими вслед за ними и смывавшими после них грязь с мостовых! Отвальсировались!
Среди пленных были и французы. «Все они прикрепили к курткам какое-то подобие трёхцветных кокард, а когда поравнялись с нами и увидели генерала Эрнеста Пети (главу французской военной миссии в СССР, бывшего военопленного, кстати, а в будущем - президента ассоциации СССР - Франция), стоявшего в кузове грузовика с откинутыми бортами, принялись кричать: „Вив ля Франс, мой генерал! Мы не были добровольцами! Нас призвали насильно. Да здравствует Франция!“ Эрнест Пети не проявил к ним ни малейшего сочувствия. Наоборот, зло сплюнул и сказал сквозь зубы: „Мерзавцы! Кто не хотел, тот с нами». По моему, современно! Как бы сказали в учёных кругах - актуально!"
Действительно, как так французы и канадцы посмели чтить память своих убитых.