Пишет Stranger_NN (
strangernn)
Ontos по французски, или "...а потом пришел лесник". Программа ELC "Even", которой французские военные баловались практически все 50-е - породила Огромное количество удивительных шушиков. Но это... Я в изумлении, правда. Четырехствольную противотанковую САУ со 120-мм безоткатными орудиями французы забубенили, наверное, все-таки несколько сгоряча. Нет, если почитать обоснование - то все красиво, но реализация!
Противотанковые пушки калибром 120-мм были выбраны с запасом. Предполагалось (пушки еще предстояло создать), что эти орудия будут пробивать до 300мм брони, чего должно было на момент создания пепелаца хватить с запасом, а четыре ствола... Средства прицеливания надеяться на попадание с первого выстрела не позволяли, так что для скорострельности, благо безоткатки нетяжелые - стволов прикрутили аж четыре штуки. В смысле первым промахнулись - вторым подкорректировали и попали. И повторить....
а так уже хуже. Заряжание левой "двухстволки"... (кликабельно)
Кстати, насчет "повторить"... Система заряжания, что называется, "не имеет аналогов". Кроме шуток. Машина выходила из боя за прикрытие и оснанавливалась. Башня разворачивалась так, чтобы казенные части подлежащих заряжанию орудий находились над местом механика-водителя. Бедолага открывал люк, ложился на спину и на вытянутых руках заталкивал выстрелы весом килограммов 10-15(?) в любезно подставленные стволы. После чего закрывал люк и трясущимися руками выводил САУ на огневую позицию.
а теперь повторим с правой парой стволов! (кликабельно)
Конечно, назвать это "удобным" не поворачивается язык, но что поделать, - прислуги нет, в смысле машина двухместная. Больше некому. А с другой стороны - из "Онтоса" и вовсе приходилось выпрыгивать парочке заряжающих негров, которые в момент заряжания были превосходной мишенью если не для пуль, то для осколков точно. Так что еще большой вопрос, что лучше: удобно перезарядить стоя в полный рост без защиты - или вот так вот выкручиваться.
т фрагмент испытаний на полигоне(кликабельно) +
еще кадр Машинка относительно успешно проходила испытания, - ну, с поправкой на очевидную несерьезность противопульного бронирования из 10-мм стали (геометрический габарит - 15-мм) и ограниченную бензиновым мотором дальность хода. А так - при массе 5.5 тонн и двигателе в 125л.с. все было неплохо: 70км/ч по трассе и 40км/ч по пересеченной местности, и способность при некоторой удаче завалить 3-4 советских танка, воспользовавшись своими крохотными размерами и высокой скорострельностью.
машинка реально очень маленькая (кликабельно)
Конечно, система заряжания вызывала нарекания, и был разработан
вариант с двумя орудиями и пятизарядными барабанами при них, - но вес, цена и сложность резко выросли, и идея не пошла. И все бы хорошо, все красиво, но вы помните, какая страна была пионером массового производства ПТУР? Да-да, Франция. К тому моменту, когда этот четырехствольный агрегат стал чуть менее макетом (орудия так и не создали) - безоткатные орудия стали считаться бесперспективными. Наступала эра ПТРК....