Как тушить загоревшийся литиевый аккумулятор

Oct 18, 2024 14:42

Пока впечатления свежие, надо записать.

Итак. сейчас в каждом доме и практически в каждом кармане лежат устройства с Li-Ion аккумуляторами.  Это привычно, посему никто практически не задумывается о ситуациях, когда что-то пошло не так...

На днях на практическом опыте выяснял, как тушить загоревшийся аккумулятор.  Не то, чтобы я занялся этим специально, но уж раз пришлось -  погрузился в тему.  Как ни странно, мало кто  представляет как именно это надо делать.

Хотя сами по себе литиевые аккумуляторы штука крайне взрыво-пожароопасная, и только отработанная технология с многоступенчатой системой безопасности сводит уровень факапов к минимальному уровню.

Итак, загореться (или взорваться) такой аккумулятор может по следующим  основным причинам:

1) Нарушение режима зарядки и / или перегрев.
Если подавать на аккумулятор слишком большой для него ток зарядки, то начнётся перегрев, внутри элемента начнёт разрушаться защитный слой отделяющий анод от катода, в следствие реакции начнёт выделяться газ (летучие углеводороды: этан, метан, этилен) и акб раздует, что в итоге приведёт к бадабуму.  Защита от этого обычно многоуровневая - схема зарядного устройства плюс схема контроллера зарядки самого аккумулятора. Сбои тут редки, но не исключены.   Самый распространённый вариант - когда батарея собрана на нескольких элементах, и один из них деградировал сильнее других. Это приводит к неравномерному заряду элементов ( недозаряду одних и перезаряду других), раздувание и...
Современные контроллеры зарядки внутри АКБ-сборок следят за состоянием элементов с повышенной параноидальностью и часто отключают подозрительные банки при минимальном отклонении характеристик.
Следствие этого - частые отказы батарей с небольшим пробегом.   Но шанс взрыва всё равно есть.

1а)   Расширение п.1 - зарядка при повышенной температуре.  Например, телефон лежит летом на солнечном подоконнике и заряжается.   Сам телефон выделяет тепло, аккумулятор при зарядке выделяет тепло, также всё это нагревают солнечные лучи.  Если температура достигнет критического уровня (думаю, градусов 80-90c уже в зоне риска для термического разгона) - пойдёт реакция и бадабум.

1аа) Резкое изменение атмосферного давления (например в самолёте). Если упаковка уже была раздута, падение давления вокруг приведёт к... да, опять к тому самому.

2) Нарушение целостности банки -  сразу приводит к разрушению защитного слоя между анодом и катодом,  итог - КЗ с резким повышением температуры. При достижении 200C  внутри начинает выделяться свободный кислород, после чего тушение уже практически бесполезно, пора начинать думать об эвакуации.
Элемент аккумулятора герметично завёрнут в довольно плотную фольгу, но проткнуть острым или сломать сдуру вполне возможно.

Из вышесказанного практические выводы: не оставлять устройства заряжаться на солнце, не ставить на зарядку аккумуляторы  ночью и в своё отсутствие (чтобы успеть прореагировать если что). Ну и конечно не повреждать/не разбирать/не кидать корпуса устройств.

С частью "кто виноват" разобрались, теперь "что делать".

Тут самое интересное. Фактически, классическое тушение (т.е процесс затруднения доступа атмосферного кислорода к очагу горения) в данном случае бесполезен.  Для начала терморазгона кислород не нужен, а после 200C он начинает выделяться сам внутри аккумулятора.

Итого: СО2 огнетушители тут  абсолютно бесполезны.   Порошковые  - условно годны, не остановят химическую реакцию  но изолируют горение и помешают его распространению.

Далее уже идут чисто мои экспериментальные данные

Главное в случае  перегрева/ возгорания литиевого аккумулятора -  обеспечить максимально быстрое охлаждение.  Начавшаяся химическая реакция внутри батареи в помещении при комнатной температуре идёт с разгоном, хотя сначала и не очень быстро. При +10с практически останавливается. При -20 останавливается очень быстро.  Т.е небольшой аккумулятор можно сунуть в морозилку,  тот что побольше (самокат)  - вынести зимой/осенью/весной на улицу.

Как ни странно, хорошим вариантом является вода. Инстинкт городского жителя говорит, что не нужно использовать воду в контакте с электроприборами, но этот случай - исключение.

Конечно, первым делом нужно отключить от аккумулятора зарядку!!!
А отсоединённый от сетевой зарядки загоревшийся аккумулятор достаточно кинуть в ёмкость с холодной водой (хуже не будет точно, усилить реакцию вода в такой ситуации не может).   Только не голыми руками конечно, ибо горячий!!!

Аккумулятору смартфона для отвода лишнего тепла от повреждённой батареи хватит ~литровой банки с холодной водой. Для батареи ноутбука понадобится ёмкость в 2-3 литра минимум. Для электросамоката, думаю, хватит ванной в квартире.  Вода имеет отличную теплопроводность и быстро охлаждает батарею.

Однако, реакция имеет свойство возобновляться!  Если охладить аккумулятор, а потом вынуть обратно на воздух комнатной температуры - терморазгон начнётся снова.   Разогрев закончится только тогда, когда в повреждённой банке полностью закончится запасённая энергия.   По моим наблюдениям, аккумулятору в ~40wh понадобилось не менее 3-4 часов чтобы стабилизироваться (тут ещё надо учитывать, что даже в формально разряженном полностью аккумуляторе ещё дофига энергии, ибо разница между 0% и 100% заряда это всего несколько процентов падения напряжения).

Кстати, у американских пожарных новые рекомендации также рекомендуют использовать воду для тушения электромобилей (можете нагуглить при  желании).   Однако для тушения Теслы уходит до 11 тонн воды!!!

Короче, "...мочи его, Шурф!"

И да, горящий литиевый аккумулятор это страшно, вдруг понимаешь какая это прорва энергии стремится вырваться наружу и остановить её разом просто невозможно.   С этой точки зрения электромобиль после сильного ДТП гораздо опаснее авто с ДВС,  если человек заблокирован внутри а целостность батареи нарушена -  увы, прогноз очень плохой.

очумелые ручки

Previous post Next post
Up