Где-нибудь раз в пять лет у меня в голове рождаются тексты космического масштаба и космической же глупости.
(Например, концепцию, которая сейчас известна как Google Glass, я сформировал у себя в голове где-то году в 98-м.)
Но сейчас разговор пойдёт не о моей гениальности или о новых технологиях, а скорее о почти забытых старых.
Темы экологии, минимизации углекислотного "следа", ресайклинга (мне самому не нравится слово, а шо делать), Греты и её речей - слышны из каждого утюга.
Но проблемы - актуальны, а вот пути решения предлагаемые - бредовые и никуда не ведущие. Вернее, ведущие скорее к ухудшению состояния этой самой экологии.
Часть 1. Кто виноват.
Самая главная проблема - в модели потребления и векторе развития экономики.
Пожалуй, истоки надо искать в самом начале 20 века, хотя окончательно в разнос система пошла уже после второй мировой.
Нормальным состоянием для экономики был признан устойчивый рост. Рост продаж, рост потребления (который значительно опережал рост населения). В такой реальности единственным возможным путём "переварить" всё произведённое стал переход на одноразовые товары.
Фактически, первый глобальный кризис случился в Америке 30-х - когда модель производства / потребления, которую я назову "викторианской" не успела подстроиться под взрывной рост экономики США, случившийся после WW1.
"Викторианская" модель - это например стиль старой доброй Англии викторианского периода (самый яркий представитель, своего рода бренд). В плане производства - это выпуск дорогих, но очень качественных и долговечных промышленных товаров.
Стиль стимпанк - чугун, медь, стекло, дерево твёрдых пород. Это вещи, которые могут служить даже не десятками, а сотнями лет.
Для экономики, растущей на 20% в год, товары, которыми можно пользоваться всё жизнь, были очевидным тормозом. Проблему сначала пытались решить сугубо в сфере психологии потребления - формированием моды на автомобили, бытовую технику, мебель. Всё это позволило немного отодвинуть новый кризис перепроизводства, заставив потребителей отнести на помойку всё то, что завещали им деды. Но это помогло ненадолго, всё равно котёл перегретой экономики рисковал взорваться в любой момент.
И производителям пришлось переходить на заведомое ухудшение качества продукции исключительно с целью уменьшения срока жизненного цикла товара. На это долго не могли решиться ведущие бренды в массовом порядке - был известный риск испортить свою репутацию как носителя секрета КАЧЕСТВА (такую репутацию до того приходилось зарабатывать десятками, а то и сотнями лет).
Но в какой-то момент этот процесс стал лавинообразным, и у промышленности просто не осталось другого выхода .
На эту подножку очень вовремя вскочили китайцы, когда поставили производство "железа из говна" на поток. Над ними смеялись, но в результате американским и европейским компаниям пришлось тоже встать на эти рельсы.
Моя почти новая (купленная в позапрошлом году) недешёвая куртка "Коламбия" сейчас истрепалась настолько, что уже похоже не доживёт до конца сезона - протёрлась до дыр.
А в 80-х в СССР каким-то чудным образом поставлялись японские куртки (наверное, по бартеру) - и вот они, если не оказались на свалке, служат исправно до сих пор (обычно на дачах в качестве садово-огородной одежды).
Автомобили Мерседес (к примеру), выпущенные в 80-х, при должном уходе и отсутствии ДТП вполне способны ездить и сейчас. Автомобили этой же марки выпуска 2020 года максимум лет через десять превратятся в лом (т.е. стоимость обслуживания старого авто потеряет всякий экономический смысл)
И так почти во всём.
(продолжение следует…)