Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях [часть первая из трёх]

Dec 11, 2014 14:42


Психологический журнал, № 1, 2000 года, страницы 50-62. В сети тут или тут.

Фенько А.Б. Канд. психол. наук, зав. кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического института.
    • Статья представляет собой обзор исследовательских работ по психологии денег. Психология денег изучает отношение человека к деньгам ( Read more... )

Психология денег

Leave a comment

Re: Великолепно! sery_kardinal December 23 2014, 16:33:26 UTC
Спасибо. Очень приятно найти такого собеседника.

Я достаточно хорошо знаком с книгой Т. Куна, с работами В.Ф. Турчина и Э. Фромма. Но Лакатоса не читал. Спасибо за подсказку, обязательно прочитаю.

==================
Попытаюсь кратко описать проблему капитализма.

Капитализм зарождается самопроизвольно. Его никто не строит.
Главным критерием «успешности» для традиционного общества является сохранение сословности, кастовости. После преодоления [или разрушения] такого уклада главным критерием, как для всей социальной системы, так и для отдельных её фрагментов, становится прибыль, рост капитала или попросту накопление денег.

Сформулируем такой вопрос: Каким образом у людей самопроизвольно формируется взгляд на мир через призму денег? Почему в условиях политических «свободы, равенства и братства» возникает жажда денег? В контексте этого вопроса интересно перечитывать Гоббса, Локка и Руссо. [Позволю себе аналогию. Если Ньютон во всём прав, то почему смещается перигелий Меркурия?]

Современное общество попало в порочный круг. Капитализм устойчив. Сосредотачиваясь на проблеме роста прибыли, общество всё глубже скатывается в потенциальную яму. С тех пор, когда Фромм - основоположник гуманистического психоанализа - опубликовал свои работы, прошло более полувека, но постепенного переустройства нет. Турчиновская интеграция не происходит. Взаимный финансовый каннибализм набирает обороты и всё больше разобщает людей.

Левые движения тоже не смогли решить проблему самозарождения капитализма.
Доктор Лопатников, один из наиболее активных современных марксистов подтверждает:
« реальная и нерешенная проблема коммунизма в «самозарождении воров», которые могут стать и становятся элитой»

==================
Теперь несколько слов о советском социализме.

Марксистская философия правильно предсказала конечность капитализма, но не смогла изобрести механизма экономического освобождения.
Мало знать закон сохранения энергии. Необходимо ещё изобрести двигатель для того чтобы ездить по суше, ходить по морям и летать по воздуху.
Мало знать законы электродинамики. Необходимо изобрести технологии для того чтобы пользоваться благами радиосвязи.
Переход к пост-капитализму требует не просто других законов (как в Советском Союзе), а новых технических решений.
Следует отметить, что в СССР и в Альендовской Чили были заделы - ОГАС и Киберсин.

Кибернетический подход шокирует неподготовленных:
«Сначала я [психологически отстранённо, бесстрастно, как робот] наблюдаю систему, в которой являюсь наблюдателем. Затем я проектирую [другую, более гуманную] систему, в которой я хотел бы быть наблюдателем».

«Как?! Мы теперь лишь наблюдатели. Мы будем подчиняться какой-то железке? Мы не сможем на своём уютном междусобойчике решать, что делать с народом? Даже сам проект подобной железки противоречит руководящей роли Партии и Правительства! Да ни в жизнь!» - так решила парт.хоз.номенклатура. И это было величайшим предательством. Всё, что было принесено народами на алтарь царства свободы (коммунизма) было слито в канализацию.

==================
И, наконец, о переходе от капитализма к иным способам ведения хозяйства.

Будет ли этот переход «революцией сверху» или «революцией снизу», будет ли он мирным или кровавым, будет ли он быстрыми или долгим, через тёмные века - мы пока не знаем.

Мы считаем, что
- решение должно реализуемым, иметь научно-прикладной характер и решать социальные проблемы;
- философия науки должна перенести акцент с позитивизма на конструктивизм (кстати, именно на позитивизме держится вся современная наука экономика);
- реализация возможна только при полноте всей власти, в суверенном целостном социуме; поэтому «просветление» отдельных индивидуумов полезно лишь в качестве накопления критической массы.

Reply


Leave a comment

Up