Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях [часть первая из трёх]

Dec 11, 2014 14:42


Психологический журнал, № 1, 2000 года, страницы 50-62. В сети тут или тут.

Фенько А.Б. Канд. психол. наук, зав. кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического института.
    • Статья представляет собой обзор исследовательских работ по психологии денег. Психология денег изучает отношение человека к деньгам ( Read more... )

Психология денег

Leave a comment

Re: Великолепно! sery_kardinal December 17 2014, 18:34:43 UTC
Ваше представления об экономике созвучно кибернетике. Я полностью согласен с таким подходом (наверное, прежде мне встречались «неправильные» экономисты и «они делают неправильный мёд»).

«Например, в рыночной экономике есть осмысленный запрет на торговлю наркотиками, людьми и пр.»
Полностью согласен. Под «рыночным ведением хозяйства», «рыночной экономикой» я понимаю свободу действий субъектов, ограниченную лишь рамками граничных условий. Граничные условия призваны предотвращать «Трагедию общин». Хозяйствующий(-е) субъект(-ты) более общего уровня уполномочен(ы) изменять и дополнять граничные условия.

«Теорема о рекурсивных структурах» (Стаффорд Бир «Мозг фирмы»): «если жизнеспособная система содержит в себе жизнеспособную систему, тогда их организационные структуры должны быть рекурсивны».
С. Бир создатель единой компьютеризированной системы управления экономикой в реальном времени (Киберсин), подобной ОГАС академика В.М. Глушкова.

«задачи создания идеальной архитектуры»
Вы занимаетесь интересными задачами. И выводы интересные.

«Сложным, очень сложным вопросом задаетесь :)) но думаю, к чему-нибудь он вас приведет».
Размышляя над автоматизированной (кибернетической) финансовой системой, я пришёл к разработкам, которые выходят за общепринятые рамки.
Книга Бернара Лиетара «Душа денег» сыграла особую роль. Лиетар убедил меня в том, что я прежде знал теоретически.

В кибернетике формулируется «гипотеза семиотической непрерывности»: «Изменение системы есть одновременно и изменение её окружения». Окружающей средой финансовой системы является человеческое общество.

Попытки насильно изменить человека бесперспективны. Призывы типа «хочешь честности от других - начни с себя», губительны для тех, кто их применяет. Однако если мы изменим финансовую систему, то вызовем социальную эволюцию в благоприятном направлении.

Reply

Re: Великолепно! janvarevvlad December 21 2014, 10:43:21 UTC
Ваше представления об экономике созвучно кибернетике. Я полностью согласен с таким подходом (наверное, прежде мне встречались «неправильные» экономисты и «они делают неправильный мёд»).

Спасибо, меня тоже беспокоит проблема "неправильных" экономистов, но тут есть тонкий момент.
У меня есть очень хороший знакомый с солидным научным званием, который также занимается матмоделированием экономических явлений - но при этом он также говорит, что его работы не находят достаточного отклика в экономической среде.

Вроде бы это вполне себе аргумент, чтобы заклеймить экономистов ретроградами; однако мне после работ Лакатоса это видится в другом свете:
- в экономике существуют уже проверенные теории, эффективно решающие определенный класс задач. Предложение новых теорий и подходов может быть эффективно в других случаях - однако экономисты тоже люди, и они тоже привыкли решать те проблемы, которые им более привычны. А в этих ситуациях новая теория не дает эффективных ответов (да и не может, так как в должной степени не развита). Ввиду этого новые теории понимаются и развиваются крайне медленно. Это, кстати, еще один пример нерешенных проблем взаимопонимания, необходимого для идеальной архитектуры, алгоритмизируемых договоров или эффективной науки.

Если вы еще не знакомы с проблемами социологии науки, я бы очень рекомендовал книгу Томаса Куна "Структура научных революций" (моя рецензия на неё: http://efremov.2mif.ru/Katalog/Knigi/Strukturanauchnyxrevoljucijj ), И. Лакатоса "Фальсификация и методология научно-исследовательских программ" (она более тяжелая, честно говоря).
Ну, и немножко рискну дать ссылку на главу про науку в моей книге про вторичную мифологизацию: http://2mif.ru/book1/Glava7 - она не совсем про это, но, как мне кажется, может быть вам интересна.

Также о критике современных экономистов можно почитать у Н.Талеба в "Черном лебеде".

«Теорема о рекурсивных структурах» (Стаффорд Бир «Мозг фирмы»)

Спасибо за ссылку. Конкретно Бир у меня в свое время очень плохо пошел, я его так и не осилил. Видимо, все-таки придется.

Мне в кибернетике очень много дали книги Турчина «Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции» и «Инерция страха. Социализм и тоталитаризм». Турчин - один из немногих действительно отличных кибернетиков в СССР, который работал с учетом философских проблем, так что крайне рекомендую ознакомиться, если вы его вдруг не знаете.

Попытки насильно изменить человека бесперспективны. Призывы типа «хочешь честности от других - начни с себя», губительны для тех, кто их применяет.

Тут есть тонкий момент. Недавно я узнал, что даже в концепции распространения социализма есть два варианта.
Первый вариант (идейно) считался основным в Союзе и был связан с концепцией мировой революции. Основным аргументом "за" является та идея, что капиталисты просто так власть не отдадут - следовательно, надо брать её силой (или, говоря вашими словами "Призывы типа «хочешь честности от других - начни с себя», губительны для тех, кто их применяет."). В пользу этой позиции есть серьезные аргументы; однако очевидно, что и глобальная практическая перестройка всей системы является более чем непростым занятием.

К второму варианту распространения социалистических идей склонялся Эрих Фромм. Этот метод включает в себя локальное переустройство (например, на уровне психологии отдельных людей или небольших сообществ), а затем постепенном заражении остального общества данной идеей. Я являюсь сторонником этого варианта, однако понимаю, что для реализации этой идеи необходимо, чтобы подобная локальная система была значительно эффективнее уже существующей - иначе она не будет распространяться далее. С другой стороны, примеры быстрого распространения эффективных технологий в современном мире есть - взять хотя бы сотовую связь, которая была значительной роскошью еще в начале 2000 годов.

Конечно, оба варианта имеют свои "за" и "против"; однако по ряду причин лично я склоняюсь ко второму варианту. Отмечу, что он тоже не возлагает ответственность лично на человека, а имеет своим прицелом изменение системы (культуры) в целом - просто некоторым другим способом.

Reply

Re: Великолепно! sery_kardinal December 23 2014, 16:33:26 UTC
Спасибо. Очень приятно найти такого собеседника.

Я достаточно хорошо знаком с книгой Т. Куна, с работами В.Ф. Турчина и Э. Фромма. Но Лакатоса не читал. Спасибо за подсказку, обязательно прочитаю.

==================
Попытаюсь кратко описать проблему капитализма.

Капитализм зарождается самопроизвольно. Его никто не строит.
Главным критерием «успешности» для традиционного общества является сохранение сословности, кастовости. После преодоления [или разрушения] такого уклада главным критерием, как для всей социальной системы, так и для отдельных её фрагментов, становится прибыль, рост капитала или попросту накопление денег.

Сформулируем такой вопрос: Каким образом у людей самопроизвольно формируется взгляд на мир через призму денег? Почему в условиях политических «свободы, равенства и братства» возникает жажда денег? В контексте этого вопроса интересно перечитывать Гоббса, Локка и Руссо. [Позволю себе аналогию. Если Ньютон во всём прав, то почему смещается перигелий Меркурия?]

Современное общество попало в порочный круг. Капитализм устойчив. Сосредотачиваясь на проблеме роста прибыли, общество всё глубже скатывается в потенциальную яму. С тех пор, когда Фромм - основоположник гуманистического психоанализа - опубликовал свои работы, прошло более полувека, но постепенного переустройства нет. Турчиновская интеграция не происходит. Взаимный финансовый каннибализм набирает обороты и всё больше разобщает людей.

Левые движения тоже не смогли решить проблему самозарождения капитализма.
Доктор Лопатников, один из наиболее активных современных марксистов подтверждает:
« реальная и нерешенная проблема коммунизма в «самозарождении воров», которые могут стать и становятся элитой»

==================
Теперь несколько слов о советском социализме.

Марксистская философия правильно предсказала конечность капитализма, но не смогла изобрести механизма экономического освобождения.
Мало знать закон сохранения энергии. Необходимо ещё изобрести двигатель для того чтобы ездить по суше, ходить по морям и летать по воздуху.
Мало знать законы электродинамики. Необходимо изобрести технологии для того чтобы пользоваться благами радиосвязи.
Переход к пост-капитализму требует не просто других законов (как в Советском Союзе), а новых технических решений.
Следует отметить, что в СССР и в Альендовской Чили были заделы - ОГАС и Киберсин.

Кибернетический подход шокирует неподготовленных:
«Сначала я [психологически отстранённо, бесстрастно, как робот] наблюдаю систему, в которой являюсь наблюдателем. Затем я проектирую [другую, более гуманную] систему, в которой я хотел бы быть наблюдателем».

«Как?! Мы теперь лишь наблюдатели. Мы будем подчиняться какой-то железке? Мы не сможем на своём уютном междусобойчике решать, что делать с народом? Даже сам проект подобной железки противоречит руководящей роли Партии и Правительства! Да ни в жизнь!» - так решила парт.хоз.номенклатура. И это было величайшим предательством. Всё, что было принесено народами на алтарь царства свободы (коммунизма) было слито в канализацию.

==================
И, наконец, о переходе от капитализма к иным способам ведения хозяйства.

Будет ли этот переход «революцией сверху» или «революцией снизу», будет ли он мирным или кровавым, будет ли он быстрыми или долгим, через тёмные века - мы пока не знаем.

Мы считаем, что
- решение должно реализуемым, иметь научно-прикладной характер и решать социальные проблемы;
- философия науки должна перенести акцент с позитивизма на конструктивизм (кстати, именно на позитивизме держится вся современная наука экономика);
- реализация возможна только при полноте всей власти, в суверенном целостном социуме; поэтому «просветление» отдельных индивидуумов полезно лишь в качестве накопления критической массы.

Reply


Leave a comment

Up