В отличие от экономистов-теоретиков, правоведы - люди практичные. Размытие важных правовых понятий может дорого обойтись, поэтому для законодателей деньги - не товар. Ведь товар - это имущество, предназначенное для реализации, как записано, например, в Налоговом кодексе РФ (
ст. 38). А передачу денег Налоговый кодекс не признает реализацией (
ст. 39). Раз деньги не могут быть реализованы, значит, они - не товар.
Правоведы закрепляют за словом «обмен» конкретный смысл, а именно безденежный обмен. Следовательно, при таком понимании обмена, продажа - это уже не обмен товара на другой «товар» - деньги. Поэтому так смешон анекдот, обращённый в адрес теоретиков:
Вопрос: Вы это продаете?
Ответ: Не продаю. Меняю. На деньги.
Обмен - это не объект, а процесс.
Процесс обмена(±) состоит из двух частей [от]дать(-) и взять(+). При натуральном обмене(±) человек [от]дал(-) другому человеку функционально полезную вещь или услугу, и «почти сразу» взял/получил(+) другую вещь или услугу - натуральный обмен(±) состоялся. «Почти сразу» может быть и через день, и через год, например, как в «
Сказке о попе и о работнике его Балде».
Со временем возрастает количество и сложность натуральных обменов(±), возникают длинные бартерные цепочки. Почитайте, например, Георгий Елизаветин «Деньги»
Случай с Камероном. Возникает необходимость изобрести «нечто», что может гарантированно передать информацию о том, сколько человек [от]дал(-) и может взять(+). Стихийно или по государственному указу общество упрощает процедуру натурального обмена(±). Для этого всем членам общества внушается, в том числе и силой государственных законов, что существует количественно исчисляемое «нечто».
Все люди, живущие в обществе, должны согласиться [от]давать(-) за увеличение количества «нечто».
Если же человек желает взять(+), то количество его личного «нечто» должно уменьшаться.
«Нечто» несёт в себе только количественную информацию. Уже неважно, что конкретно было отдано, а имеет значение только количество этого «нечто».
Если у человека мало или нет совсем этого «нечто», то и взять он ничего не может.
Таким образом, [от]дать(-) заменяется на продать(-), а взять(+) на купить(+). См.
здесь.
Этимология слова «продажа» это подтверждает (от про- и дать; древнеиндийское рrаdā́nаm "отдавание").
Информация о том, сколько отдал, должна быть надёжно сохранена. Золото, серебро, благодаря своей редкости сами по себе могут выступать надёжными носителями информации. Количество «нечто» соответствует количеству металла, то есть его массе. Кроме того, металлы удобно делить. Выбранное «нечто» является промежуточным информационным звеном между продажей(-) и покупкой(+). Это информационное звено и называется деньгами.
Благодаря изобретению денег, акты продажи(-) и покупки(+), в отличие от дать(-) и взять(+) натурального обмена(±) можно легко разнести как во времени, так и в [социальном] пространстве. Поэтому можно сказать, что денежная система - это услуга отложенного обмена(-…др.время,др.люди…+). Три года назад продал, а сегодня на эти деньги купил.
У правоведов есть ещё одно меткое определение. Деньги - это обязательства.
Обратите внимание, что обязательства несут в себе, прежде всего, информационную природу.
Вопрос: Обязательства кого перед кем?
Ответ: Обязательство всех членов общества перед владельцем денежных знаков.
Вопрос: Кто гарант обязательств?
Ответ: В настоящее время гарантом обязательств является государственный аппарат насилия
(слегка углубляясь, добавим, что в будущем, в условиях финансовой свободы, каждый человек сам, без принуждения, сможет брать на себя подобные обязательства).
В наше время, если кто-то протягивает мне банкноту, то государственный аппарат всей своей мощью требует от меня принятия информации о том, что владелец этой банкноты когда-то кому-то предоставил услугу или продал товар. Другими словами, его банкнота сообщает мне о том, что этот человек отдал обществу блага и достоин получить от общества их эквивалент.
На этом остановимся. Изучение причин, каким образом денежные знаки могут быть получены помимо честного труда, выходит за рамки краткого курса.