Немного о бумажной прессе

Jul 21, 2024 18:41

Я тут местами позволял себе ехидничать в адрес статей с интернет-сайта "За рулем", очень уж там специфичные материалы. А несколько недель назад решил ознакомиться и с бумажной версией этого журнала. И был неимоверно, неиллюзорно, невообразимо сильно удивлен - в хорошем смысле. Это великолепное автомобильное издание, которое не просто можно - нужно читать. Контраст между бумажным изданием и сайтом так велик, что впору предположить, что это делают вовсе разные люди. Впрочем, анализа "почему так" - не будет, это отдельная тема для разговора. Хочется просто пробежаться по отдельно взятому номеру 7 (июль) за 2024 год и подчеркнуть, чем вызван мой восторг. Сразу честно предупреждаю - в этом посте много соплей и лирики, и очень мало по делу.

Очень долгое лирическое отступление

Прежде чем переходить к сути - хочу пояснить, почему считаю нужным это писать. Помимо основной причины ("мне так хочется").
Издание "За рулем" лично для меня - это то, на чем я в принципе пришел к автомобилям. У отца была целая стопка журналов с начала семидесятых, и я, книжный, черт побери, ребенок, регулярно брался за эту стопку и перелистывал едва ли не все подряд. Конечно, в возрасте 8-14 лет я очень мало понимал в технической составляющей, а уж страницы с разговорами о нормативно-правовой базе вовсе были для меня невидимыми. И все же, и все же... Начиная с картинок с машинами и заканчивая красивыми цветными схемами типа "автомобиль в разрезе", где подписаны компоненты - все это такой же неотъемлемый элемент моего детства, как у кого-то - фильм "Терминатор" или диснеевские мультфильмы по воскресеньям (это и у меня, да).

Закономерным и совершенно логичным для меня был расцвет этого журнала и в нулевых. Году этак в 2005-2006 я покупал несколько номеров, и это были увесистые двухсот (или больше?) страничные фолианты на дорогущей бумаге, с горой информации (пусть и не слишком полезной для меня на тот момент). Все это было для меня настолько круто и воодушевляюще, что когда у меня появилась возможность пойти писать слова буквами в отраслевой журнал об авторемонте - я вот прям ни секундочки не сомневался. Особенно учитывая, что гонорары за статьи тогда вообще легко перебивали зарплату программиста микроконтроллеров на полставки. Вообще, тот факт, что за мои материалы того периода мне давали гонорары, а не леща - это большое чудо, и если я, по старческому маразму, забываю, что значит слово "кринж" - я нахожу авторские экземпляры журналов и перечитываю то, что там написано. Здесь, наверное, я обязан сделать публичный реверанс в адрес Михаила Калинина из "Новостей автобизнеса", благодаря которому все это смогло увидеть свет, а значит, дало мне повод считать "ну хоть что-то выходит, значит, надо продолжать". В каком-то смысле и существование этого блога - следствие вот этого вот всего.

И несмотря на относительный успех в профильном отраслевом журнализме, у меня ни разу не получилось написать нормальный материал для журнала типа "За рулем" или аналогичных. Обзоры машин - не мое, если это не субъективный опыт с конкретным экземпляром. А подходов я делал много, тут не отнять.

Все это я пишу к чему? К тому, что "За рулем" и их последователи в этом жанре для меня всю жизнь были каким-то невозможным и недостижимым почти идеалом. Помню, как я расстроился, узнав, что гонорары тамошних авторов не позволяют хлестать ведрами шампанское "Кристал" - это означало, что моя картина мира как минимум не полностью верна. Точно таким же разочарованием стало чтение сайта "За рулем" последние несколько лет - очень уж там "не очень". И покупка тоненького журнальчика в ларечке у метро тоже показало, что дела у издания идут уже вовсе не так хорошо. В общем, сплошное расстройство. Было. Пока не начал читать.

Обзор

1) Обзор инициативы АНО "Цифровые платформы" о введении путевых листов для такси.
Рассмотрено, откуда вообще взялись путевые листы, зачем они были нужны раньше и могут ли они решить возложенную на них задачу в нашей текущей реальности (спойлер: нет). На редкость здравый и взвешенный анализ.

2) Обзор Лады Искра, представленной на ПМЭФ-2024.
Не просто "вот фотки, вот мнение". Фотографии детальные и с комментариями по делу. Заявленные параметры и характеристики. Комментарий от производителя. Оценка планируемого количества к производству. Дополнение про e-Niva.

3) Обзор Haval H3.
Просто обзор. Подробный, с картинками и подробностями.

4) Туда же - обзоры Exeed LX, MG5 и VW Talagon (китайская версия Teramont).

5) Обзор Subaru Outback. По нынешним временам - необычный материал, да. И в самом материале основной лейтмотив - "как же мы уже привыкли к китайцам, оказывается".

6) Аналитика о камерах и снижении количества ДТП - с честной статистикой и ее разбором. Не вода на воде, сдобренная водой, а вот прям четкие тезисы и их обоснование.

7) Коротенько про утильсбор - какой был, какой будет, сравнение с практикой других стран.

8) Сравнительный тест-драйв (мое любимое у ЗР) - Москвич 3, Haval M6, Лада Веста SW Кросс.

После машин идет раздел для любителей того, что там под капотом. Для таких дураков, как я, иными словами:

9) Великолепнейший ресурсный тест термостатов для моторов Z16/Z18XER. Он, вообще говоря, имеет спорные моменты в методике - но сам факт того, что методика четко описана и все описано подробно, вызывает у меня слезы умиления - учитывая, сколько я в своей жизни писал протоколов испытаний. Да и вообще, уже много лет я являюсь ярым приверженцем выводов, подкрепленных какими-нибудь четкими цифрами, полученными по прозрачной внятной методике.

10) Обзор конструкций хомутов. Интересный познавательный материал. Все, что вы хотели знать о хомутах, но боялись спросить. Плохо в этом материале одно - по нынешней практике такие обстоятельные материалы хрен кто читает, все идут за быстрым ответом в поисковик, а там рулит бред из дзена.

11) Обзор аккумуляторных мини-моек. Опять внятное сравнение по комплексу четко сформулированных параметров. Если бы не купил такую мойку еще осенью - руководствовался бы этой статьей.

12) Большая статья про особенности работы и обслуживания тормозов. Статья сделана в формате FAQ - сформулирован вопрос и тут же дан ответ. Около 15 таких вот "часто задаваемых вопросов" там рассмотрено, и опять же - все по делу.

13) Сравнительный тест-драйв очистителей смолистых загрязений с кузова. Можно я не буду повторять про четко сформулированную методику и объективно (надеюсь) отраженные результаты?

Дальше идет раздел про подержанные автомобили. Такое я, в силу личных особенностей, с интересом читаю только про те машины, на которых сам ездил много, или которые много обслуживал. Тут таких не попалось, поэтому без подробностей:

14) Обзор Toyota RAB4 III (2006-2014)

15) Обзор VW Golf 7 (2012-2020)

16) Сравнительный тест-драйв Renault Duster 1, Subaru Forester IV, Suzuki Jimny III.

17) Обзор Nissan Serena V (2016-2022).

18) Ресурсный тестдрайв редакционного Datsun mi-DO: отказ и ремонт АКПП.

Я перечислил примерно 70% того, что есть в этом номере. Дальше там еще идут обзоры исторических моделей, обзор новостей коммерческого транспорта, ну и еще - не пустые, в общем, 30%, а тоже познавательные.

И все это за 220 рублей в ларьке у метро или за 150 рублей в месяц по подписке у редакции.

Личное мнение

Издание остается прекрасным, но выбор бумаги как "основного носителя" для годных материалов - очень спорный. Не так много людей в принципе покупает в бумаге что-либо. Выборки у меня нет, поэтому сужу по себе. При всем моем фетишизме к бумажным изданиям, читать я предпочитаю с телефона - просто потому что он всегда под рукой и читать можно вообще в любое время, тогда как чтение журнала - это надо его с собой носить, разворачивать (стоя в давке в метро не так-то просто, например), да и из контекста вырывают звонками-сообщениями.

В то же время, в электронном виде явно своя специфика - там конкурировать уже приходится с куда более популярным видеоформатом. Да и вообще, найдите мне хоть одно успешное чисто текстовое издание в интернете. Наверное, они есть, но я их не очень знаю. Вообще, конечно, если бы я знал, как правильно монетизировать тексты (если это вообще возможно в наше время) - я бы это делал, а не критиковал других.

А так - я лишь надеюсь, что издание еще пойдет в гору, и не раз порадует меня и других читателей качественными текстовыми материалами. Уровень которых, повторюсь в очередной раз, остается вполне приличным.
Previous post
Up