Медицинская деятельность - это деятельность по заготовке органов и тканей?

Sep 03, 2011 09:33

В начале сентября ожидается принятие во втором и третьем чтении закона "Об основах охраны здоровья граждан" в предложенной Минздравсоцразвития редакции и концепции. АКОО "Общественный родительский комитет" считает необходимым проинформировать сограждан об обоснованных опасениях, связанных с этим законопроектом, которые разделяются многими родителями и медиками.

Прежде всего, речь идет о таких недопустимых вещах, как легализация детской трансплантологии (запрещенной во многих странах из-за невозможности справиться с преступными схемами), а также определение момента смерти человека как смерти мозга и презумпция согласия человека на донорство.

Согласно законопроекту, гражданин может в устной или письменной форме выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти. За несовершеннолетних или недееспособных согласие дает один из родителей или иной законный представитель (например, чиновник). Информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в медицинскую документацию гражданина. В случае отсутствия этой информации у умершего разрешается изъятие органов и тканей из его тела, если супруг или близкий родственник не заявит о своем несогласии. Моментом смерти человека отныне может считаться момент смерти его головного мозга при работающем сердце и искусственной вентиляции легких (статьи 47 и 66 законопроекта).

Законопроект предлагает выносить "смертный приговор", аксиоматично полагая, что все ошибки исключены - и научные и как человеческий фактор. Но диагностика смерти мозга напрямую зависит от человеческого фактора, так как ставится на основании клинических и инструментальных обследований, без достоверных анамнестических данных, которые собрать затруднительно в виду того, что врачей закон не обязывает сообщать родственникам о случившемся и испрашивать у них согласия. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев кажущейся смерти мозга мы не можем обеспечить даже обычное электроэнцефалографическое исследование, не говоря о томографии мозга или ангиографии его сосудов. Введение новых критериев, по которым будет констатироваться смерть, вместо абсолютно достоверных, устанавливаемых на основании наличия ранних и поздних трупных изменений и прекращение, в связи с этой констатацией, реанимационных мероприятий, позволит изымать органы из тела умирающего, но еще дышащего человека (в т.ч. ребенка) с работающим сердцем.

Вызывают тревогу содержащиеся в законопроекте т.н. ювенальные нормы, как бы направленные на защиту прав детей. Предусматривается возможность удержания в медицинских учреждениях новорожденных младенцев из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это в первую очередь дети из малообеспеченных семей, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с отклонениями в развитии и т.п. Это фактически позволяет отбирать детей у родителей из-за бедности или по другим социальным показателям без каких-либо дополнительных оснований и решения суда. Также законопроект не позволяет родителям влиять на судьбу своих отпрысков, если им исполнилось 15 лет. С этого возраста любое медицинское вмешательство (к примеру, аборт) становится возможным с письменного согласия только ребенка, без какого-либо участия родителей. Наконец, в законопроекте отсутствуют нормы о приоритете права родителей на определение порядка лечения и профилактики в отношении своих детей (статья 54 законопроекта).

Среди других крайне сомнительных новаций этого документа -положения, вводящие регулирование суррогатного материнства, то есть вынашивание детей "на продажу", а также возможность в некоторых случаях производить принудительные аборты и принудительную стерилизацию женщин (статьи 55-57 законопроекта).

Обращаем особое внимание на то, что законопроект фактически сводит на нет понятие врачебной тайны. Эти конфиденциальные сведения (ФИО, СНИЛС, паспортные данные, анамнез, диагноз, вид, условия, сроки и объем медицинской помощи пациенту и т.д.) медицинские организации должны будут передавать в системы персонифицированного учета различных уполномоченных органов и организаций. Причем касается это не только государственных или муниципальных, но и частных медицинских организаций (статьи 13, 92-94 законопроекта). Таким образом, подробная информация о здоровье и лечении всех россиян (в т.ч. детей) будет аккумулироваться в единых базах данных даже в случае обращений к частникам за плату. Наша организация убеждена, что это чрезвычайно угрожает свободной и безопасной жизни людей.

На многочисленные дефекты законопроекта в его концептуальной и содержательной части и необходимость существенной доработки практически всех его статей указывают Пироговское движение врачей России, Российская медицинская ассоциация, Ассоциация медицинских сестер России, Первая общероссийская ассоциация врачей частной практики, Межрегиональное общественное движение "Здоровье нации".

Крайнее удивление общественности вызывает, что, например, проект закона "О любительской и спортивной рыбалке" перед внесением в Госдуму будет подвергнут широкому обсуждению, а жизненно важный для всей страны законопроект "Об основах охраны здоровья граждан" постоянно прессингуется со стороны Минздравсоцразвития, при этом в качестве поправок рассматриваются лишь предложения, не меняющие структуру и существо законопроекта.

Вышеназванная часть медицинского сообщества считает недопустимым принятие данного законопроекта, даже с учетом внесенных поправок, замечаний и предложений, поскольку никакой пользы гражданам (пациентам), врачам и другим медицинским работникам, системе здравоохранения в целом он не принесет.

По нашему общему мнению, необходимо отложить обсуждение законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан" в Государственной Думе до его качественной доработки с привлечением медицинской общественности и пациентских (в том числе родительских) организаций.

Предлагаем неравнодушным согражданам направить свои обращения по этому вопросу (наверное, уже только в виде телеграмм или электронных писем) во все полномочные инстанции.

Прим.: 1 - статья 2 принятого в 1ом чтении законопроекта "Об основах охраны здоровья граждан", ко второму чтению это определение стилистически подправлено.

АКОО "Общественный родительский комитет", rodkom2005@narod.ru, rodkom2005.narod.ru.

Previous post Next post
Up