В городе Специя, что в Италии, недалеко от вокзала есть железнодорожный музей. Он находится на территории бывшего депо, содержится волонтёрами, потому вход туда бесплатный, а работает для посетителей он только по субботам. В этот день в музей приходят волонтёры - работают с макетом ЖД в отдельном помещении, с восстановлением исторических экспонатов, в общем занимаются музеем здорового человека. Несмотря на то, что музей называется транспортным, в нём представлен только ЖД-транспорт. За редким исключением вроде этого парового катка.
Не слишком богатая натурная выставка снаружи способна разочаровать, но самое интересное скрывается конечно же под крышей.
И среди всех экспонатов для меня особо яркими показались два. Первый - это вот такой паровоз. При взгляде на него, благо дверца дымовой коробки открыта, сразу бросается в глаза отсутствие дымовой трубы. Более детальное рассмотрение показывает, что дымовых труб-то две, но они располагаются по бокам от котла, торча из каких-то толстых круглых контейнеров. Это водоподогреватели. Под ними видно также относительно тонкие трубы: это мятый пар подаётся в конусы, чтобы создавать тягу в обеих трубах. Были переделаны порядка ста локомотивов. Подогревание воды позволяло поднять пресловутый КПД паровоза.
Второй бесспорно уникальный аппарат спрятался так, что и не виден сразу, вот за этим зелёным аккумуляторным электровозом. Коричневая вертикальная коробка.
Это маневровый локомотив Sogliola, что переводится как подошва.
Чуть более, чем шеститонный дизельный 54-сильный локомотивчик не имел достаточного веса даже, чтобы везти вагоны, не скользя при этом по рельсам.
Потому он имеет по обе стороны кабины по домкрату. Этот домкрат подводился под вагон, и таким образом вагон давил на ведущие колёса "Соглиолы", увеличивая сцепной вес.
Кабина тесная, машинисту приходилось работать по-видимому стоя. Никакой табуретки я не заметил или откидывающихся сидений.
Но агрегат здоровский, конечно.
Дизельный локомотив Вермахта. Италия была союзником немцев, оттуда и такой экспонат. Капот, что интересно, внутри почти пустой, то есть компоновка довольно свободная, без тесноты.
Пригородный вагон 3 класса. Салон внутри разделён стенкой - надо полагать, которая придаёт жёсткость конструкции, другой причины деления салона на два объёма я не вижу...
Шторки придают уют. Окошки открываются вниз, причём довольно легко до сих пор. В окно виден танк-паровоз для пригородного и грузового сообщения на недалёкие расстояния.
Рядом с паровозами проходит колея на 15 дюймов, или 381 мм. Здесь она служит для перевозки вагонеток с грузом для ремонтируемых паровозов.
И для того, чтобы вот таки игрушки могли кататься. :)
В будки паровозов меня пустили, точнее, даже сами предложили залезть. Вообще, интересно вышло: меня, как единственного посетителя музея, сопровождал дружелюбный итальянский мужчина, с английским у него было туго, потому он мне всё пояснял на итальянском. Поскольку часть терминологии совпадает с английской, то, как ни странно, понимание было, и довольно неплохое.
Да, дальний кран с такой вертушкой - это локомотивный тормоз. Даже странно, почему не сделали ручку. Машинист сидит слева: движение поездов здесь тоже левостороннее, как в Англии, Франции, Португалии...
Совсем на стенке - кран песочницы, имеется также и ручной привод.
Кроме натурных экспонатов, музей содержит и экспозицию. Например, из отрезка пути с историческими приспособлениями для ремонта оного. Сверлильными станками, сиренами, домкратами, вкручивателями шурупов...
Показаны также средства централизации. Что характерно, всё это работает, будучи подключено к каким-либо исполнительным механизмам, например, индикаторам положения стрелки, которые были расположены в здании поста.
На витринах множество частей от паровозов. Вот скоростемер Гаусгельтера, в 19 веке изобретённый. Содержал скоростемерную ленту с самописцами!
А это уже 20 век. Привычный европейский Хаслер. Лента в нём тоже есть, только хитро спрятана, нужно откинуть весь корпус.
Водомерная трубочка, закрытая армированным стеклом. Водомерные трубки бывало разрывало, конструкция стекла была не такая, как сейчас, потому бригаду следовало защитить.
На отдельном стенде стоит макет станции. Великолепный латунный макет... Мало того, он действующий!
Всё ездит, щёлкает стрелками, светит лампочками...
Уровень детализации потрясающий!
К примеру, вот вагон-мастерская. Сколько ж труда, усидчивости нужно было в это вложить!
Уходил оттуда, опоздав на поезд, на который собирался. Впрочем, это отдельная история. Но - шёл с чувством лёгкой зависти. Потому что у нас такого нет. А так, несмотря на небольшие размеры, музей оказался очень интересным, с крайне приветливыми и адекватными людьми в нём. Будете недалеко - заходите. Но только в субботу...