Станция Солигалич расположена неподалёку от одноимённого города и принадлежит не РЖД, а ведомственной Монзенской железной дороге, служит для вывоза продукции Солигаличского известкового комбината. Сама станция тупиковая, в неё приходит с севера ветка от комбината, и туда же уходит сама дорога до того места, где начинается РЖД.
А ещё в ней интересного то, что, так как она ведомственная, на ней чудом сохранился семафор!
Конечно уже не рабочий, можно увидеть даже светофорную головку на покосившейся мачте, которая была приделана позже. Но тем не менее, он стоит там, где надо, на входе на станцию. И обратите внимание, семафоры стояли не как шлагбаумы, крыло или крылья были направлены по другую сторону пути! А окрас должен был быть таким: метр от земли - чёрного цвета, затем половина оставшегося красная и сама макушка мачты - белая.
Семафор начинается с будки. Стрелки, кстати, ручные, так что стрелочник быть должен тоже до сих пор быть. Хорошие стрелки, ламповые, со флюгарками...
Рядом с постом (это официальное название места, где расположена будка) находится сигнальный рычаг. Состоит он из собственно рычага, шкива, станины и выталкивающей системы. Нажатием ручки на рычаге рычаг разблокируется и его можно крутить.
Вращение передаётся через ролики, подвешенные на высоте полметра над землёй (400 - 600 мм) через каждый 10 м. Если не по прямой, то уже через 8 метров, но тут у нас всё прямо, потому роликов немного, штуки три. Небольшое расстояние также позволило не применять компенсатор натяжения, то есть отдельный рычаг с бетонной или железной балдой на ней для поддержания натяжения троса.
И наконец, трос тяги приходит к основанию семафора и идёт к оконечному приводному механизму.
Крыла у семафора, как можно было видеть выше, два. А тяга - одна. Как ж ими управлять? Да просто. Шкив, вращаемый тросом, содержит ещё и эксцентрики (фигурные желоба-улитки), по которым гуляют переводные рычаги крыльев. С задней стороны шкива - для первого крыла, с передней - для второго. Если нам надо открыть первое крыло, вращаем шкив против часовой стрелки. А если оба - то по часовой стрелке. Таким образом, используются оба направления движения тяг. Ну или при желании можно крутить в одну сторону, тогда семофор пройдёт все фазы махания крыльями и снова закроется.
Поднимаемся выше. Видим лебёдку с храповиком, служащую для поднимания и опускания каретки, о которой чуть дальше...
И вот наконец крылья. Помните уже классическое - странной звездою горит зелёный семафор? Да, семафор тоже умеет гореть зелёным светом. Для этого в него ставится керосиновая лампа. Здесь, правда, недвусмысленно видно обычную лампочку накаливания, ну так прогресс же. Семафорная каретка ездит по направляющей шине между очками (люнетами) семафора противоположно крылу. Семафор закрыт, то есть опущено крыло, фонарь в верхнем стекле горит скозь окно в крыле. Открыт - в нижнем. Нижнее стекло кажется синим, но на само деле оно зелёное. Синий сигнал тоже был, но он относится к ночной сигнализации у маневрового щита шахматной расцветки, но такое найти вживую уже нереально...
Что интересно, люнеты в первом крыле располагались в нём самом, крыло имело окно у своего основания. На фото это тоже видно. Сделано это было для того, чтобы первое крыло имело два цвета показания, а второе - только одно либо отсутствие светового сигнала при закрытом положении. Нет окна - нет и света.
А ещё, кстати, на фото хорошо видно противовес крыла.
Интересный стимпанк. И, главное, сложный довольно, железнодорожная телемеханика тех лет, по сути, была вершиной механической автоматики. Но даже там появлялись электрические блокировки, для того, чтобы потом полностью перейти на светофорную (и уже релейную) сигнализацию.