Оригинал взят у
anton35 в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х?Оригинал взят у
sokura в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х?Оригинал взят у
lidiya_nic в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х?Оригинал взят у
tatamo в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х?Оригинал взят у
mamlas в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х? Оригинал взят у
mamlas в
Почему люди смеялись и улыбались в СССР 60-х? На днях по ТВ опять мелькнул сюжет про Эдуарда Хиля (он же «Mr.Trololo»).
Для тех, кто не в курсе, расскажу. Несколько месяцев назад некие американцы обнаружили выложенный в Сети ролик, где певец исполняет вокализ. При этом у него невероятно довольное лицо, как будто с каждым новым «тро-ло-ло» он получает невидимую миру положительную энергию. (Кое-кто даже шутил по поводу особых грибочков, «колёс» и травки). Это самое трололо так поразило людей, что скоро сделалось популярным на Западе.
Я бы им для политкорректного равновесия предложила бы ещё Кола Бельды - тоже был радостный человек. Но я поведу речь вовсе не об этом, а о том, что в 1960-е годы улыбка, смех без особых причин были нормальным, естественным состоянием человека, причём никаких грибочков у 99,99% советских людей не было и в помине. Помните культовую песенку эпохи:
«Бывает всё на свете хорошо,-
В чём дело, сразу не поймешь,
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь».
Понимаете, всё на свете хорошо, хотя, вроде бы всё буднично. Автор текста, Геннадий Шпаликов, сочинил этот стихотворение на раз-два, лишь бы отвязаться. Но именно поэтому у него получилось самое точное выражение эпохи. Он просто записал то, что видел. Смех 1960-х - это не сатира (хотя, и её тоже хватало) и не усмешка циника, а именно - здоровая реакция на ощущение полновесного счастья. Тогда люди шутили потому, что они сама энергетика эпохи располагала к шуткам. Сама формулировка - «физики шутят» была, по сути, констатацией факта. Травка - зеленеет, солнышко - блестит, а физики - шутят.
фотка из журнала «Кругозор»-1966Почему люди радовались? В их жизни было удивительное сочетание солнечного Настоящего, которое проживалось в ожидании ещё более счастливого Будущего. Это не было предвкушение праздника, как, скажем, в конце 1980-х, это был самый настоящий праздник, который преподносился, как Первая Часть Мерлезонского Балета. А вторая обещала быть вдвое, втрое красочнее первой. Культовая фигура XX века - Юрий Гагарин почти на всех фотографиях широко улыбается. 1960-е - это время сангвиников и холериков, потому что надо было постоянно гореть, придумывать, рваться и отстаивать. И - хохотать. Остроумие шестидесятников - это умение сыпать шутками и цитатами, вставляемыми в нужное время, в нужном месте, но никак не насмешка над кем-то или над чем-то. Для остроумца той эпохи было бы немыслимо высмеивать товарища или даже недруга, чтобы заслужить аплодисменты. Подлость и цинизм (а насмешка над... - это подлость и цинизм!) не котировались, даже если они и приносили кое-какие дивиденды.
Остроумная или хотя бы - весёлая девушка считалась круче красивой и уж тем более - гораздо круче модно одетой. В 1960-е годы бытовала полемика физики VS лирики. С точки зрения шестидесятника, «упакованный в фирму» - это, вообще, не конкурент. Он вне игры, потому что бились настоящие титаны - покорители атома с «ловцами душ». У поэтессы Юлии Друниной есть такая строчка: «Весёлое презрение к тряпью». Тряпьё тут - одежда, причём, модная. В 1960-е годы культивировалось именно весёлое презрение к материальным ценностям. В контексте 1960-х потребленческая модель поведения рассматривалась, как антипод творческой, созидательной модели.
Сейчас работа, карьера видятся только в приложении к будущим материальным благам. Я читаю «глянец», и в том же 'Cosmo' иной раз встречаются такие житейские истории - бизнес-леди (юрист, экономист, маркетолог) в детстве мечтала быть художницей (балериной, фигуристкой, поэтессой) и вот сейчас, зарабатывая свой энный миллион, умница-красавица (красавица - непреложно!) по вечерам рисует пейзажи (занимается танцами, катанием, поэзией). Жизнь её обеспечена и полноценна. Утром - деньги, вечером - танцы. В 1960-е, конечно, тоже существовал такой шаблон - рабочий Сидоров с утра даёт стране угля, а по выходным играет на кларнете. Но он именно - давал стране, причём угля, а не консалтинга. Он именно - созидал с утра до вечера. А умница-красавица делает карьеру лично для себя, для того, чтобы купить новое авто. В 1960-е работа считалась самоценной, то есть - целью, сейчас работа - это средство. Это не хорошо и не плохо, просто факты.
Почему я заострила своё внимание на потреблении? Не затем, чтобы его ругать: потребление - это прекрасно. Тут дело не в моральных оценках, а в...источниках получения радости (эндорфинов). Что считается самым главным из существующих человеческих удовольствий? Всё-таки, созидание. Удовольствие от создания стихотворения, картины, новой компьютерной игры, дома, куклы (нужное - вставить) не сравнится ни с чем. Все остальные удовольствия - спорт, еда, танец, скорость и, наконец, потребление по силе воздействия уступают созиданию, творчеству. Причём, потреблять можно не только 'Дольче&Габбану' с яхтами и мобилами за 20.000 евро. Потреблять можно Бетховена, вагантов и прерафаэлитов. Удовольствие - присутствует, но оно не настолько сильно, как если бы человек сам что-то такое создавал. Я не призываю никого браться за кисть и идти рисовать цветочки на обоях. Я говорю о принципе. Потому что созидать можно даже болты на заводе, смотря как к этому относиться. Так вот, в 1960-е творчество, в широком понимании этого слова, ставилось во главу угла. Люди ощущали себя именно созидателями. От осознания этого они беспрерывно радовались, ибо получали энергию из самой своей деятельности.
Новая вещь, если вернуться к теме потребления, тоже имеет радостную энергию - те, кто любит шопинг, это знают. Однако, у любой вещи энергия конечна, и человеку нужно снова идти в бутик или в супермаркет. Энергия созидания - бесконечна, поэтому бесконечно и ощущение радости. Что же произошло потом, в 1970-е? Творчество превратилось в материал для диссера, а диссер стал ступенькой к материальным благам. И всем сразу стало не то, чтобы скучно, но как-то напряжно. Идеи измельчали рядом с вещами. Открытый смех выродился в усмешку, остроумие тоже никуда не делось - просто оно стало другим. Руки, которые когда-то радостно хлопали в ладоши, сложились в ироничные фиги и спрятались по карманам...
zina_korzina