Мой комментарий в Союзном вече "Перед лицом мировых вызовов"

Mar 31, 2011 23:53

Перед лицом мировых вызовов
31.03.2011
Союзное вече.
http://ng.by/ru/issues?art_id=55588

Сделанное за прошедшие годы действительно впечатляет

Договор о создании Союзного государства продекларировал целый ряд основных целей союзного строительства. Это прежде всего обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни. Было также заявлено о создании Единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики.
В числе приоритетов - проведение согласованной внешней политики и социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, согласованной оборонной политики, обеспечение безопасности Союзного государства, борьба с преступностью. Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, принятая 8 декабря 1999 года, предполагала выполнение 19 мероприятий.
К сожалению, далеко не все они реализованы, тем не менее сделанное за прошедшие годы впечатляет. Прежде всего нужно отметить успешную реализацию Программы Союзного государства «Совместная деятельность по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России», благодаря которой наши страны смогли добиться ощутимого прогресса по этому направлению. Существенно активизировалось научно-технологическое сотрудничество. Гармонизация и унификация законодательства государств-участников получила значимый импульс в рамках деятельности по развитию Таможенного союза. Успешно продвигается процесс создания региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации и Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации.
Исходя из объективных реалий развития России и Беларуси в условиях глобализации, можно предполагать, что худший сценарий развития отношений в рамках Союзного государства, пик которого пришелся на 2010 год, в дальнейшем не повторится. Перед обоими восточнославянскими государствами стоят серьезнейшие вызовы, решить которые самостоятельно им очень сложно.
Без развитой научно-технической и технологической базы, что существовала во времена СССР в каждой из советских республик, невозможно войти в число стран-лидеров по уровню жизни, если, конечно, не обладать огромным количеством сырьевых ресурсов, приходящихся на небольшое население, как в Кувейте или Норвегии, что неактуально для всех постсоветских республик. Значит, развитие такой научно-технической и технологической базы необходимо осуществлять на базе прежних советских наработок, а они наиболее тесно были сконцентрированы в европейской части СССР. Поэтому неизбежна все более нарастающая научно-техническая кооперация России и Беларуси, осуществлять ее наиболее удобно в рамках Союзного государства, гарантирующего особый уровень доверия, необходимый в такого рода деликатных вопросах. Научно-техническую и технологическую взаимозависимость двух стран можно отследить в сфере производства продукции военно-технического назначения - в данный момент Россия осуществляет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 белорусскими заводами и конструкторскими бюро по 1600 видам продукции военно-технического назначения.
Все более актуальны и вопросы безопасности. Как продемонстрировали последние месяцы в Северной Африке и на Ближнем Востоке, процессы, идущие в ходе глобализации, создают совершенно непредсказуемые ранее угрозы для национальных государств. Серии революций и бунтов, инициированные сочетанием проблем на мировом продовольственном рынке с развитием электронных коммуникаций, оказались способны дестабилизировать ситуацию в одном из важнейших для мировой экономики и политики регионе. Развитие ситуации в Ливии также вызывает тревогу. Так, впервые с момента краха СССР именно страны ЕС, а не США, оказались застрельщиком в проведении крупной военной операции против суверенного государства. Евросоюз, сосед и России, и Беларуси, почувствовав новые возможности, возникшие в результате ослабления глобального влияния США, оказался вовсе не так миролюбив и покладист, как уверяла его пропаганда. И сам ход ведения военных действий в Ливии, пусть даже с санкции ООН, не способствует росту доверия и снятия напряженности в мире.
Вызовы в сфере экологической безопасности, вызванные проблемами на АЭС в Японии, также шокируют своими масштабами. Одна из наиболее высокотехнологичных наций мира оказалась способна закрывать глаза на функционирование АЭС с заведомо устаревшей системой безопасности.
В таких условиях и России, и Беларуси заведомо выгодно решать вопросы безопасности в тесном взаимодействии, гарантируемом при развитии Союзного государства. В связи с этим надо отметить принятое 24 марта 2011 года предложение разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

Сергей КИЗИМА, профессор, доктор политических наук, член Консультативного совета при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России

Российско-белорусская военно-техническая кооперация неразрывна

Как отметил председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Анатолий Ванькович, «в современных условиях, когда в мире возникают все новые угрозы, даже мощное государство в одиночку не сможет полностью обеспечить свою безопасность. Поэтому наши союзные и братские государства взаимно заинтересованы в прочном и эффективном оборонительном союзе, в надежной охране своих границ». Неслучайно важнейшей составляющей российско-белорусских отношений является военно-техническое сотрудничество.
К началу 1992 года оборонно-промышленный комплекс Беларуси обеспечивал до 20% от общего объема кооперационных поставок материалов и комплектующих для изделий военного и специального назначения в Россию. Основу поставок составляли пилотажные системы, навигационные приборы, средства спутниковой и космической связи, радиостанции, антенные устройства, стационарные и бортовые вычислительные комплексы, системы автоматизации и программного обеспечения, оптико-механическое, сборочное и контрольное оборудование для производства сверхбольших интегральных схем, оборудование для производства прецизионной оптики, изделия химической промышленности, электронной техники и оптики, большегрузные колесные шасси, прицепы и полуприцепы. Хотя с тех пор доля Беларуси в военных поставках в Россию снизилась до 8%, но они чрезвычайно важны для России, поскольку затрагивают критически важные области. Взять хотя бы автомобильную технику. Автомобиль сам по себе оружием не является, но без него очень многие системы оружия функционировать не способны. Например, МБР «Тополь» и «Тополь-М», составляющие сегодня основу РВСН России, размещаются на шасси «МАЗ-7310» и «МАЗ-7917». А элементы (локаторы, пункты управления, сами ракеты) ЗРС С-300, которыми укомплектованы войска ПВО как России, так и Беларуси, устанавливаются на шасси «МАЗ-543». То есть, оставшись без «МАЗов», мы, по сути, лишились бы и меча (РВСН), и щита (ПВО).
С другой стороны, практически вся боевая техника, состоящая на вооружении ВС Беларуси, изготавливается в России, хотя на белорусских предприятиях создаются собственные модификации ряда российских образцов. Например, созданы новые модификации РСЗО БМ-21 «Град» (она получила название «Белград»), ЗСУ «Шилка» (ЗСУ-23-4М5), истребителей Су-27 и МиГ-29 (Су-27БМ и МиГ-29БМ). На 140-м ремонтном заводе был создан принципиально новый образец бронетехники - разведывательно-диверсионная машина 2Т. Недавно белорусское предприятие «Тетраэдр» представило новейший ЗРК малой дальности Т38 «Стилет». Он создан на базе советского ЗРК «Оса», но со значительно улучшенными характеристиками. Создаются новые АСУ разного уровня, электронные и оптические системы и т.д.
В числе успешно реализованных проектов - интеграция совместно разработанных и произведенных средств радиосвязи в системы автоматизированного управления войсками и оружием производства белорусского ВПК, оснащение ВС Республики Беларусь российскими средствами мобильной радиосвязи нового поколения типа «Акведук».
Кроме того, Москва и Минск разрабатывают и совместные проекты в области экспорта вооружений как в страны - члены ОДКБ, так и за пределы бывшего СССР. Например, российские и белорусские предприятия совместно занимаются модернизацией легких танков ПТ-76, бронетранспортеров БТР-50П, ЗРС С-125. Эта техника уже снята с вооружения ВС наших стран, но пока еще в большом количестве имеется в странах, приобретавших оружие у СССР. Поэтому ее ремонт и модернизация представляются весьма перспективным делом.
Обе страны входят в объединенную систему ПВО стран СНГ. С 2000 года, в соответствии с указом Президента РФ №1953, поставляются запасные части для техники войск ПВО Беларуси. А в 2006 году Россия поставила Беларуси 4 дивизиона зенитно-ракетной системы С-300ПС, которая была принята на вооружение 115-й зенитно-ракетной бригады (она дислоцирована в районе Бреста) вместо устаревшей ЗРС С-125. Поставки были произведены не по экспортным, а по внутренним российским ценам, которые примерно в 15 раз ниже. Уже в этом году достигнуто соглашение о поставках в Беларусь ЗРК малой дальности «Тор-М2Э». Это новейшая модификация ЗРК «Тор». Если первые модификации этого ЗРК устанавливались на гусеничных шасси, то «Тор-М2Э» будет иметь колесное шасси, разработанное Минским автозаводом. Таким образом, вновь ракеты, созданные в России, устанавливаются на белорусских автомобилях. И кооперация эта неразрывна.
Наличие единой системы ПВО значительно повышает возможности обеих стран в этой сфере на западном стратегическом направлении. Хотя военная угроза с этого направления представляется несколько преувеличенной, надо понимать, что чем сильнее у страны армия, тем меньше для нее существует потенциальных внешних угроз. В частности, НАТО никогда бы не совершило агрессии против Югославии, если бы та имела возможность на адекватный ответ. Как сказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Государственной Думы по безопасности Алексей Розуван, «угрозу можно ожидать с любой стороны: военной, политической, экономической. Но каждую можно минимизировать или свести к нулю, если, будут сильны наши Вооруженные силы». А по словам члена Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Светланы Савицкой, «любить свою родину и защищать ее - это было всегда в крови русского человека. Защищать не правительство, не государство, не какого-то чиновника или олигарха, а защищать родину, понимая, что правительства приходят и уходят, а родина остается. Ее всегда будут защищать».

Александр ХРАМЧИХИН

belarus, Союзное государство, Российская Федерация, Беларусь, russia, беларусь беларусь Россия КНР, Россия, РФ

Previous post Next post
Up