Авторевю
разместили новый материал про электрическую Лада Веста.
Материал платный, но уже первой, бесплатной части хватает, чтобы кое-что оценить.
Цитата (выделено жирным мной):
"Основой «электроплатформы» стали те же самые асинхронный 30-киловаттный электродвигатель и инвертор швейцарской фирмы MES с жидкостным охлаждением (для этого задействован штатный радиатор Весты). Плюс тяговая батарея на 26 кВт·ч, набранная из китайских аккумуляторов Winston Battery WB-LYP90AHA на основе литий-железо-фосфатных ячеек (LiFePO₄). Как и в Элладе, батарея разделена на два блока: один под капотом, второй - на месте упраздненного бензобака. Но в электро-Весту уместилось не 79, а 87 ячеек, поэтому рабочее напряжение выросло до 250 Вольт, а это дало дополнительные 2,4 кВт мощности, которые как бы компенсируют разницу в массе Калины и Весты."
Сходим в Интернет и посмотрим на
характеристики аккумулятора WB-LYP90AHA:
Это вот такая батарейка, весом в 3 Кг:
По ТТХ - каждая номинально 3.2V, 90Ah. Я помножил-подытожил, получил 25кВт (а не 26, как в статье), но 278вольт, а не 250.
Ну ладно, спишем на погрешность.
Но вот что странно - если 250 вольт, значит они все ячейки соединили последовательно? При максимальном длительном токе отдачи в 3C, получаем максимальную (длительную) мощность отдачи ~77кВт, что для машины не сказать чтобы прям много. Минус потери на инвертере, минус на моторе... В общем, до колес едва 100 лошадиных сил могло бы добраться. В идеальных лабораторных условиях. Пиковый ток отдачи может быть втрое больше, то есть теоретически на разгоне можно получить до 300 л.с. кратковременно (менее 5 секунд!). Это уже лучше.
Вес такой батарейки - 260 килограмм... Совсем немало.
Вообще странный выбор батарейки, да? И по стоимости (приблизительная оптовая стоимость- 115 долларов за ячейку) - 10 тысяч долларов. Или 650 тысяч рублей только за батарейку, без учета машины и всей прочей электрики.
Рассуждения про максимальную мощность были хороши, но ... на ВАЗе применили электромотор максимальной мощностью 30кВт. Это 40,5л.с.!
У нас в семье был "Запорожец", лет 30 назад. У него как раз были эти самые 40 лошадиных сил. Как раз...
Швейцарская фирма MES, чей мотор и инвертер соответственно стоят в машине по заявлению АвтоВАЗа имеет в линейке электромоторы мощностью до 30кВт (да-да, как раз до 30, как в этой Ладе).
Новый он стоит порядка 6 тысяч евро. Самое дешевое что я нашёл - б/у комплект из мотора + инвертера за 4000 долларов. Хорошо, допустим АвтоВАЗ выбил себе отличную скидку и покупает по такой цене новый комплект. Хотя, конечно, вызывает сомнение такой выбор - обсуждение этого мотора на форумах электроэнтузиастов идет примерно с 2010 года и уже тогда он проигрывал по некоторым характеристикам, скажем, мотору AC55 от Azure Dynamics. Прошло 6 лет, а ВАЗ не смог подобрать более современный мотор? Ну ок.
Итак, батарейка + мотор + инвертер в идеальном случае стоят 14 тысяч долларов! 910 тысяч рублей.
В публикациях раньше проскакивали данные, что все детали, из которых сделана обычная Лада Веста стоят порядка 200 тысяч рублей. Розничная цена - больше 500 тысяч рублей. То есть 300 тысяч с каждой машины это расходы завода на сборку, на R&D, прибыль завода, розничная наценка и транспортные расходы.
Значит, при себестоимости деталей для электровесты в 1 млн. рублей, для сохранения прежней маржинальности она должна продаваться по 2,5 миллиона. Ну или если развернуть благотворительную программу "электромобиль в каждый дом" и завод полностью откажется от прибыли, но хотя бы обеспечит покрытие затрат на зарплаты и т.п., то минимум по 1,3 миллиона рублей (без учета затрат на R&D). Всё, что меньше - чистый убыток.
Розничная цена Tesla Model3 - 35 тысяч долларов, то есть 2,3 миллиона рублей.
В общем, как раз равна цене этой электровесты. Только у Tesla Model 3 разгон до 100 - 6 секунд, запас хода 320км. (у Весты - думаю, больше 20 секунд и запас менее 100км).