СССР в 1932 глазами американского фотографа. Ч1.

Oct 02, 2014 10:45

Фотографии американского фоторепортера Джеймса Аббе (James E. Abbe) (1883 - 1973), посетившего СССР в 1932 году. Фотографии взяты из книги Аббе "I Photograph Russia", вышедшей в 1934 году. Подписи к фотографиям авторские

1. "Да здравствует мировая революция", гласят плакаты, в то время как советские рабочие маршируют по красной площади. Мировая революция несомненно случилась бы, если бы промышленность везде работала так же, как в России.




2. Ночь в Москве. Сцена невероятной красоты. Из новой гостиницы Москва ваш взгляд переходит с залитой лунным светом реки к могучему Кремлю, его шпилям и башням, темнеющим на фоне неба.



3. Днем я разглядывал эту сцену из окна моего отеля, думая, где внутри Кремля находится цель моего русского путешествия и этой книги.



4. Кремль занимает площадь в 100 акров и окружен высокой каменной стеной 2430 ярдов длиной. Где-то внутри этого внушительного дворца справа находится личный офис Сталина...но я пообещал не говорить, где.



5. Мастера, безжалостно перебивающие бессмертные имена на произведениях искусства вековой давности. Надпись "Романовы" они заменяют на "Новый отель Москва". Туристы, ворующие серебряные ложки на сувениры, так же довольны.



6. Лед появляется на Москве-реке только на рассвете. Люди поднимаются рано, чтобы посмотреть на ледоход.



7. Коронационный трон, на котором был коронован последний царь. Это одна из кремлевских церквей -коронационная церковь - называется так потому что использовалась только для этой цели.



13 апреля 1932 года Джеймса Аббе и его фотоаппаратуру доставили на личной машине Сталина в Кремль. В 17:00 пробил долгожданный час: подтянутый, аккуратно причесанный, излучающий силу и спокойствие в кабинет вошел Сталин. "Почему он хочет фотографировать меня?", - поинтересовался он у присутствующих и, не дожидаясь ответа, бросил в сторону Аббе: "Быстро, быстро". Профессиональная честь фотографа была задета. Такое приходилось слышать от Анны Павловой, но в шутку, а не серьёзно. Импульсивно, как и все, что делал Аббе в своей жизни, он ответил, что пяти минут явно недостаточно на съёмки человека, который разработал пятилетний план по индустриализации России. Заинтригованный Сталин попросил перевести. Шутка понравилась, Аббе дали десять минут, которые в итоге растянулись на 25.

8. Сенсация всей жизни даже для закаленного ветерана фотографии. Зловещий, холодный как сталь, таинственный и далекий, Сталин, красный царь, никогда до этого и после не соглашался позировать для фотографа. (Воспроизводится с одной из двух фотографий, когда-либо подписанных Сталиным).



9. Двадцатилетний юбилей Правды, правительственного органа. Парад и гигантский транспарант подчеркивают то, что "пресса должна служить орудием социалистического воспитания."



10. Если выбор периодики на лотках слишком ограничен, чтобы привлечь многих покупателей, книжные ряды, напротив, привлекают многих любителей, особенно студентов университета.



11. ЗАПРЕЩЕНО. Автор был арестован за фотографирование этой железнодорожной сцены. Голодающие крестьяне неделями ждут поездов, чтобы уехать в ту местность, которая представляется им Землей Обетованной, где можно найти достаточно еды, чтобы выжить.



12. Иностранные инженеры соглашаются, что женщины-рабочие более эффективны и надежны, чем мужчины. Фоторепортер, который фотографировал купающихся красоток Голливуда, найдет здесь мало красоты, но много мускулов.



13. ЗАПРЕЩЕНО. Фотографирование любой очереди - табу, особенно если это очередь за продуктами. Рискуя, автор сфотографировал вид очереди, выстраивающейся за такое время до открытия магазина, что автор даже не осмеливается сказать.



14. Больница Днепростроя современна и отлично оборудована. Её рентгенкабинет и родильное отделение образцы современной организации, персонал отличается энтузиазмом и эффективностью. Большевистский триумф.



15. Будь он когда-нибудь таким скромным...Это фото показывает дома рабочих Днепростроя и ребенка одного из них, повернувшегося спиной.



16. Первого мая более миллиона солдат Красной Армии и рабочих, принудительно проходят по Красной Площади. На переднем плане двести привилегированных обладателей билетов: корреспонденты, журналисты, дипломаты, капиталисты...



17. Шарики запускаются при тридцати градусов ниже нуля и крошечные большевики выносятся подышать свежим воздухом, хотя вес и плотность одеял заставляют задуматься правильное ли слово "дышать".



18. "Нам нечего терять, кроме своих цепей" - лозунг рабочих на этих организованных обязательных шествиях. Проходя через Красную Площадь они должны выглядеть так, как будто "разбивают свои цепи".



19. Пионеры, организованные продавать облигации госзайма для второй пятилетки. Подписка, конечно, добровольная, но пусть небеса помогут тому, кто не купит хотя бы одну.



1930-е, История СССР

Previous post Next post
Up