"Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», - и этого достаточно; и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», - и этого тоже достаточно; но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», - а это уже преступление."
Это одна из тех
фраз братьев Стругацких, коим следует внимать с благоговением.
Сформулируем эту мысль немного по-другому: волчица учит волчат на своём примере - и этого достаточно, зайчиха учит зайчат на своём примере - и этого тоже достаточно, человек учит детей на своём примере - а это уже преступление.
После этой фразы начинаешь думать о Стругацких как о крайних человеконенавистниках. Не как о фашистах, которые ненавидят лишь "низшие расы", нет. Здесь уровень ненависти на порядок выше - здесь она распространяется на человечество целиком, без всякого исключения. По сути, они назвали преступлением самое первое условие выживания человечества как вида.
Ибо человек - тварь общественная, вне общества он думать не научится и человеком не станет. Думать учат детёныша одновременно многие воспитатели, только внутри семьи - как минимум двое. Каждый из них думает по-разному. И даже если каждый учит его "думай, как я", то в итоге это "как я" выходит очень разным.
Следует пояснить, что стопроцентное "думай, как я" в принципе возможно, но лишь в предельно атомизированном обществе, апологетом которого стал младший из братьев в конце своей жизни.