Герои, разгильдяи и воздушные хулиганы.

Feb 07, 2014 02:12

Валерий Гудошников

Сейчас же у многих возникнет вопрос: а что это такое воздушное хулиганство? С геройством и разгильдяйством - тут понятно. А вот с хулиганством… Как можно в небе-то хулиганить? Да я и сам точно не знаю, как на это ответить. И никто толком не знает. И потому, мне проще вспомнить некоторые (и некоторых) воздушных хулиганов и рассказать, что их побудило делать это. И, вы, читатель, попробуйте это сделать. Но, хочу предупредить, что психология первых лётчиков 19 века, лётчиков 30-х, 40-х (когда направляли самолёты в танки и эшелоны, шли на тараны), 50-х, 60-х и особенно современных лётчиков 21 века кардинально разная. И то, что делалось на заре авиации, сейчас не сделает ни один лётчик. Казалось бы, не сделает. Но, однако, делают. Теперь уже, правда, всё реже и реже.

Так что же такое воздушное хулиганство?

Чкаловщина или что?

О воздушных лихачествах этого прославленного лётчика мы знаем больше всего. И то, что он пролетел под Троицким мостом в Ленинграде на лёгком (около тонны весом) самолёте, ему ничем не грозило. Там и курсант опытный пролетел бы. Запас пространства вполне хватал сделать это. Пролетали и на более крупных и скоростных самолётах. А чего ж, дурной пример, говорят, заразителен. Но они так и остались неизвестными (о некоторых я расскажу позднее), а всё воздушное хулиганство до сих пор ассоциируется с моим тезкой Валерием Чкаловым. Даже термин такой со временем появился: чкаловщина. И за неё стали серьёзно наказывать.


Надо сказать, что природа наградила парня просто бычьим здоровьем и соответственно таким же темпераментом и вестибулярным аппаратом. И вполне естественно, что ему было тесно в рамках существовавших тогда лётных законов. Вот я спрошу любого пилота: сможешь ли без перерыва прокрутить 50 «мёртвых петель»? Не уверен, что кто-то ответит положительно. А Чкалов поспорил и прокрутил… 250 петель подряд за один день. Я сам пилот и представляю, что это такое. Ни за что, никогда я бы это сделать не смог. И дело не в умении - любой лётчик (да и курсанты в училищах) это сделает - а в физической выносливости. Если по 30 секунд на петлю - посчитайте, сколько часов он крутился в вертикальной плоскости. А в кабине не просто сидеть нужно, но и управлять самолётом. Иначе можно легко в штопор сорваться.

Иногда задают вопрос: а что было бы, если бы Нестеров во время исполнения своей первой знаменитой мёртвой петли погиб сам и погубил машину? Его назвали бы безумцем и разгильдяем? Думаю, что нет. Он долго готовился к этому полёту, не однажды проводил теоретические расчёты и смог доказать, что самолёт на это способен. И получил на полёт разрешение. Так что вероятность ЧП там сводилась к нулю. Не считая отказа техники. Тут уж человек бессилен. Но, скажите, на какой хрен бугаю нужно было крутить 250 петель? Чего и кому он этим хотел доказать? Всё равно ни один лётчик в здравом уме это делать не будет. Да и захотел бы - не смог. Так что грань между асом Нестеровым и асом Чкаловым огромная. И последнее вполне можно назвать воздушным хулиганством. Другое дело - его первый беспосадочный полёт через Северный полюс в Америку. 63 часа - почти двое с половиной суток - провести в холодной неотапливаемой, как сейчас бы сказали лётчики, консервной банке с ограниченным запасом кислорода? На одномоторном поршневом самолёте? Какой лётчик ныне на это способен? А температура-то за бортом на их высоте доходила иногда до минус 35 градусов. И все помнят экипаж Сигизмунда Леваневского, бесследно сгинувший при таком же перелёте в бескрайних просторах Арктики. Конечно, такие полёты на самолётах того времени, не способных ходить на больших высотах в стратосфере и потому вынужденных много часов лететь в облаках при обледенении в наше время однозначно сочли бы авантюрой и никогда не разрешили бы. Но если это была и авантюра, то с одобрения государства и личного разрешения Сталина. Хотя, в то время это был триумф Советской авиации. И это считалось геройством. И так оно и было. Что ж, каждому времени свои события.

Конечно, такому асу, лично знакомому со Сталиным, многое сходило с рук. И полёт боком между двух деревьев - это сложнее, чем нырнуть под мост - и, собственно, пролёт под мостом. И многие другие выкрутасы. Его вседозволенность, в конце концов, и сыграла с ним злую и последнюю шутку. 15 декабря 1938 года он взлетел на истребителе И-180 - прототип известного И-16, без специальных шторок двигателя, защищающих его от переохлаждения. Их не успели поставить. Полёт был, якобы, испытательный. Теперь не узнать, что заставило его принять это безрассудное решение. Скорее всего, привычка летать с нарушениями руководящих документов. Если к перелёту через полюс он готовился долго и тщательно под непосредственным контролем соответствующих органов и самого Отца народов, то тут-то чего бояться? Всего небольшой аэродромный полёт над густонаселённой местностью. Вот именно, над густонаселённой. И судьба подловила его в самый неподходящий момент над этой самой местностью - при заходе на посадку, когда уже и высоты не было, чтобы отвернуть от препятствий и выбрать какую-то более-менее пригодную площадку для посадки хотя бы на брюхо. Не говорю уж о попытке запуска заглохшего от переохлаждения двигателя. Вряд ли бы он запустился. Попробуйте вы запустить остывший автомобиль, если на улице минус 40 градусов. Да и времени на это не было, потому, что не было высоты.
Защитные шторки можно было поставить за полчаса. И он вправе был, и даже, в целях безопасности полёта, обязан был, это потребовать. Увы, такого не произошло. На что он надеялся? Понимал ли, к чему это может привести? Наверное, понимал. Но… понадеялся на русский авось?

На земле был мороз больше 20 градусов. Когда двигатель работал на больших оборотах, то он не особо остывал. А вот чтобы сесть, хочешь - не хочешь, обороты двигателя нужно прибирать почти до малого газа. Иначе-то не сядешь. Тут-то остывший двигатель и выключился от переохлаждения. Устойчивая рабочая температура поршневых двигателей находится в пределах 160 - 240 градусов. И при минусовой температуре при большой скорости обдува без шторок защиты рабочий режим на планировании просто не удержать. Сесть было некуда, Ходынка всюду застроена. Самолёт ударился в высоковольтную опору, лётчика выбросило из кабины. Через два часа он скончался от ран несовместимых с жизнью. Последними его словами были: «В происшествии прошу никого не винить, виноват я сам». Конечно, сам. Но не только он. А ещё тот, кто выпустил его в этот безрассудный полёт. Что это было: хулиганство, самонадеянность или недооценка погодных условий? Судите сами. Но при температуре плюс двадцать двигатель едва бы выключился. Тут можно было и без защитных шторок лететь.

Дурной пример, говорят, заразителен. Когда речь идет о воздушных асах, невозможно провести четкую границу между новаторством и хулиганством. Ведь до сих пор перед глазами летчиков стоит пример Валерия Чкалова, который был хулиганом высшей пробы. Многие лётчики пытаются на современных машинах повторить то, что делал Чкалов. Лавры известного лётчика и воздушного хулигана не дают им покоя. И, вот, пожалуйста. Появился ещё один Валерий. Майор Валерий Гусев. Возвращаясь с задания на аэродром Андреаполь не на каком-то легком поршневом И-16, а на реактивном МИГе, вес которого исчисляется уже десятками тонн, он решил эффектно зайти на посадку с переворота, предварительно сделав на малой высоте несколько бочек. В итоге оказался перед полосой в… перевёрнутом положении. Поняв, что ничего не получилось, инстинктивно потянул ручку… на себя, чтобы уйти вверх. На себя! В таких ситуациях и лётчики испытатели не все справлялись. Сила привычки: на себя - значит вверх. Ничего подобного, если ты в перевёрнутом полёте. Тут на себя - это вниз. А внизу земля. Поняв, или не поняв, почему земля приближается - тут доли секунды всё решают, Гусев, не пытаясь даже вывести самолёт с помощью элеронов в нормальный полёт, рванул ручку катапультирования. Пиропатрон исправно выбросил его из кабины. Но… куда? Да вниз, к земле. И вместе с не успевшим отделиться креслом пилот шмякнулся о землю. Невдалеке шлёпнулся и взорвался МИГ. Вот и всё. Чкаловщина или что?

Зачем, ты, в небе был, отважный,

В свой первый и последний раз?

Чтоб львице светской и продажной

Поднять к тебе фиалки глаз?

Так поэт писал о первых лётчиках зарождающейся авиации прошлого века, летающих ещё до революции, на первых авиационных салонах и нарушавших тогдашние правила (хотя, какие тогда были правила) полетов на "фарманах", "ньюпорах", "ишаках". Многие делали это ради женщин. Но скорости тогда были велосипедные, и некоторые лётчики оставались живы. Но не успокаивались и повторяли нарушения, пока не погибали. Майор Гусев делал это не ради женщин, их на военном аэродроме не было. А на современных скоростях у него не было и ни единого шанса на жизнь. Что же побудило его пойти на столь безрассудное решение? Вот официальное заключение комиссии по расследованию катастрофы: "Летчик на предельно малой высоте в 145 (!!!) метров выполнял непредусмотренную летным заданием фигуру высшего пилотажа "бочка", с отклонением от установленной техники пилотирования, без запроса разрешения руководителя полетов. Перед столкновением истребителя с землей лётчик попытался катапультироваться. Однако, из-за положения самолета, в этот момент он находился в перевернутом положении с правым креном 120 градусов, и низкой высоты ему это не удалось. Летчик - майор Валерий Гусев, погиб". Главнокомандующий в то время ВВС Владимир Михайлов выразился коротко: «То, что сделал Гусев, иначе как хулиганством не назовешь».

Чкалов был первым хулиганом и его помнят. Но помнят благодаря первому знаменитому перелёту в США через Северный полюс. Ибо в то время такой перелёт был настоящим подвигом. А помнит ли кто майора Гусева?

А вот и продолжатели «славных дел» Чкалова. Летчик-истребитель, а ныне писатель Юрий Никитин, однажды в доверительном разговоре признался корреспонденту "НВ", что, в бытность курсантом летного училища, участвовал в таких рисковых соревнованиях: во время самостоятельных учебных полетов бросал самолет в пике и выводил его перед самой землей. С таким расчетом, чтобы машина прошла под (!) линией электропередачи, ведущей от села к ферме. "В момент выхода из пике тело буквально расплющивает: скорость-то страшная! - заметил Никитин. - Однажды я, из-за перегрузки, на несколько секунд потерял сознание. Как вывел самолет? Не помню. До сих пор считаю, что мне Господь помог". Юноши называли это между собой "косить траву". Командование училища, естественно, не было посвящено в подробности забав молодых пилотов. Открылась тайна воздушной рулетки из-за боязливости одного из курсантов - он выровнял самолет слишком рано, зацепил за провода, и сел на аэродроме со здоровущей проволочной бородой на хвостовом оперении. Так вот: не надо думать, будто наши летчики не умеют барражировать на малых высотах и на лету подметки рвать. С училища умеют! Другое дело, что и на старуху бывает проруха…». Бывает проруха - это точно!

Что это, если не хулиганство. И это ещё курсанты. А этому-то курсантику, прилетевшему с проводами, несказанно повезло. Много случаев есть, когда такие полёты заканчивались трагически. Но, думаю, на всю жизнь это же событие и отбило у него охоту летать под провода.

А вот так доигрался в амуры один из пилотов ВВС Испании - 34-летний капитан Франсиско Кабесас. «Он всякий раз, пролетая над родным городом, развлекал свою семью воздушной акробатикой. Во время очередного самодеятельного шоу он потерял управление самолетом "CASA-101" и врезался в жилой дом прямо в центре города. Спасатели, прибывшие на место катастрофы, нашли на верхнем этаже здания погибшую женщину. Также недавно еще один влюбленный авиатор сильно перепугал жителей Окленда - столицы Новой Зеландии. Хулиган на спортивном самолете начал выписывать опасные кренделя прямо над городской телевышкой "Sky Tower", где в это время находились сотни людей. Машина снизилась до критически опасной высоты и пару раз пролетела буквально в нескольких метрах от вышки. В самом популярном развлекательном заведении столицы объявили срочную эвакуацию. Самолет, однако, взял курс в сторону океана и довольно удачно плюхнулся в воду в районе пляжа Кохимарама. Летчик, устроивший ночное шоу над Оклендом, остался жив. Это был 33-летний инструктор летной школы, решивший таким образом привлечь внимание бросившей его жены».

Зачем ты в небе был, отважный?

Хорошо, что это хулиганство так закончилось.

Но нет, не дают лавры Чкалова лётчикам покоя.

3 июня 1965 года военный летчик, капитан Валентин Привалов уже не на маленьком, как у Чкалова, а на многотонном МИГ-17 нырнул под опоры Коммунального железнодорожного моста в Новосибирске. Удачно нырнул. До сих пор рекорд этот не побит никем в мире. Привалов прошел впритирку к фермам моста на скорости 400 км/ч и, подняв бурун воды струёй от двигателя, круто ушел вверх. Для справки: размер арки моста - приблизительно 30 на 120 метров, размах крыльев МиГ-17 - 9,6 метра. Так что в принципе, опытный лётчик по ширине не мог ошибиться. А вот по высоте…

Но зачем это делать? Что и кому он хотел доказать? Удивительно, что Привалову этот поступок сошел с рук. А иных и расстреливали. Его тоже арестовали, но вскоре пришла телеграмма министра обороны СССР, маршала Родиона Малиновского: «Летчика Привалова не наказывать. Ограничиться теми мероприятиями, которые с ним проводили. Если не был в отпуске, отправить в отпуск. Если был, дать десять суток отдыха при части». После этого Привалова повысили в звании, и он сделал карьеру - стал командиром эскадрильи, а потом и заместителем командира полка. Так и осталось неизвестно, почему маршал оказался к Привалову благосклонен. Видимо кто-то очень сильно похлопотал за воздушного хулигана. А что бы было с мостом, если бы… На много месяцев остановил бы всё движение по мосту.

Воздушное хулиганство особым разнообразием не отличается. В основном это снижение ниже безопасной высоты, не предусмотренное планом полёта и полёт вблизи препятствий. Это самое опасное хулиганство.

А вот ещё уникальный случай. И трудно понять, хулиганство ли это, так как полёт был санкционирован властями. Но согласно наставлению по производству полётов и воздушному кодексу - это… узаконенное хулиганство. И очень опасное, потому что объём пространства, где пролетал самолёт, равно почти размерам самолёта. Не знаю высоту самолёта СУ-26 и его скорость, но при расстоянии от воды реки Нярис в Вильнюсе до моста в 6 метров даже суперопытному пилоту можно ошибиться. Ну, например, тряхнёт немного воздушный поток самолёт, или порыв ветра. Зачем решился на этот трюк выпускник Ленинградской академии ГА Юргис Кайрис в 1999 году непонятно. Но он пролетел сразу… под десятью мостами. Чкалов наверно до сих пор в гробу вертится от зависти. В книгу рекордов Гиннеса он, вероятно, попал. И вряд ли его «подвиг» будет когда-то, кем-то переплюнут. На всякий случай он предварительно застраховал себя и мосты на 2,5 миллиона долларов. Хорошо, что страховка не понадобилась. Застраховался от столкновения со всеми мостами, но ему бы наверняка хватило и одного.

А вот Новосибирск. Далёкий 1954 год. Со стоянки без разрешения и связи неожиданно сорвался и взмыл в небо двухмоторный самолёт Ил-12. Набрав высоту, стал кружить над авиагородком. В кабине - один лишь член экипажа пьяный бортмеханик Поляков - страшный ревнивец своей жены. Бывший фронтовик научился пилотировать самолёты ещё в войну, хотя и не был профессиональным лётчиком. Таким образом, он хотел, врезавшись в квартиру дома, отомстить изменнице-жене и его любовнику. О чём и заявил диспетчеру по радио. Перепуганное начальство объявило о срочной эвакуации многоквартирного дома. А Полякова стали уговаривать одуматься и посадить самолёт. Но бравый фронтовик не сдавался. Четыре часа он беспорядочно барражировал над аэропортом, перекрыв всё воздушное движение. Но не так-то просто было попасть самолётом в нужную квартиру. Что только там не предлагали! И сбить самолёт с земли и поднять в воздух истребители. И их подняли с военного аэродрома. Пара подошла к аэродрому, но ничего сделать не смогла: слишком низко ходил Ил-12 над жилыми массивами. Сделав несколько кругов, истребители ушли обратно.

В конце концов, всё же уговорили протрезвевшего лихача произвести посадку. А вскоре за это приговорили к высшей мере - расстрелу. И если бы не генеральный конструктор Ильюшин - так бы всё и было. Генералу очень импонировало, что его самолёт так прост в управлении. До того прост, что им может управлять один человек не имеющий лётного образования. И он добился отмены приговора. Известно ли было генеральному конструктору, что в те времена многие бортмеханики могли взлетать и садиться? Да уж не настолько наверно генерал был наивен, чтобы поверить, что его самолётом (да и любым) может управлять человек, впервые севший за штурвал. В те далёкие времена многие механики умели это делать. Потому, что их учили сами лётчики - члены экипажа. И штурманы многие пилотировать умели.

Но что самое интересное - это то, что жена-то его оказалась абсолютно не виновата.

А вот снова тот же Новосибирск. 1976 г. Командир самолёта Ан-2 Серков. Тоже парень ревнивый оказался, хоть и разошёлся с женой. Разойтись-то разошёлся, но вот отомстить за эту инициативу жены решил красиво. Он взлетел, и, набрав высоту, как Виктор Талалихин на немецкий бомбовоз пошёл на таран дома, где проживала бывшая жена. Красиво ушёл из жизни «отважный» камикадзе. Но причём люди, которые погибли из-за него?

Точно такой же случай произошёл в городе Б. в конце 70-х годов. Тут лётчика довёл до точки кипения его командир эскадрильи, грубо высказавшись о его неприкаянной скитальческой жизни. Тогда ведь много лётчиков квартир не имело. И мало кого интересовало, где и как они и их семьи живут и могут ли в таком состоянии безопасно выполнять свою и без того небезопасную работу? Молодому парню стало очень обидно такое к нему отношение (а кому не будет обидно?). А самолёт вот он, рядом. Ну и… грохот, взрыв, похороны. И даже не поворачивается язык назвать это хулиганством. Это, конечно, не 50-т тонные Боинги, врезавшиеся в здания ВТЦ в Нью-Йорке, и о них не сообщало ТВ. Да если бы и хотело - не сообщило. Кто ж тогда позволил бы? Но всё-таки представьте: 5 тонн массы, среди которой треть высокооктанового бензина на скорости 300 км/ч врезается в здание. Что с ним - зданием - бывает в таких случаях нетрудно представить. Приказ был, как всегда, секретный, за двумя нолями, что означало: разглашать нельзя, ознакомиться строго под роспись. И даже жене на кухне говорить нельзя. Ну да чёрт с ней, с секретностью. За свою лётную жизнь я расписался не за одну сотню таких приказов о катастрофах. О, каких их только не было! И с самолётами, но ещё больше с вертолётами. Но не в этом дело. А в чём же? Что заставило пилота одного сесть (Ан-2 управляется двумя лётчиками) в самолёт, набрать над городом высоту и бросить его в смертельное пике? Думал ли он о последствиях своего поступка? И как это классифицировать? Нет, не спешите говорить, что хулиганство. А может это был вызов существующей тогда системе?

продолжение следует

катастрофы, а девушки потом..., Валерий Гудошников, публицистика

Previous post Next post
Up