О ядерных молитвах.

Nov 29, 2012 00:55

Когда стало известно о создании кафедры теологии в МИФИ, я лишь усмехнулся. Затем появилось письмо академиков, возмущённых этим мероприятием, и раздался ответный вой клерикалов-охранителей. Мне стало жалко академиков - мало того, что их постоянно называют ренегатами из-за перманентного кризиса в нашей науке, так теперь ещё они стали и злобными атеистами, мешающими нести свет веры в души людей.
Когда я спросил одного из таких охранителей - а не лучше ли всё-таки держать ядерную физику отдельно от религии? - то в ответ получил вопрос - а кафедра философии вам тоже мешает? А ведь действительно... В мои университетские годы философия для студентов непрофильных специальностей - т.е. 99,9% из общего числа - преподавалась лишь в рамках марксизма-ленинизма. И ко второй половине 80-х в этом деле, по словам одного из наших преподавателей, остались лишь "догматизм, талмудизм и начётничество". Это, честно говоря, лишь мешало изучению естественных наук. Церковь же наша православная действует в худших традициях руководящей и направляющей. И хочет при этом всенародной любви.


Цитирую речь  митрополита Иллариона, назначенного заведующим этой кафедрой, перед студентами МИФИ:
"С чем мы сталкиваемся в нашей повседневной жизни?
Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас - профессиональных религиозных деятелей - смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, - это самая первая и простая задача кафедры теологии."
Однако и отцы церкви в массе своей не знакомы с ядерной физикой, физической химией, молекулярной биологией и другими науками, а в истории порой проявляют невежество даже большее, чем пресловутый академик Фоменко. И над ними мы тоже смеёмся.
Клерикалы твердят, что Ньютон был не только великим физиком, но и выдающимся богословом, что Коперник додумался до своей системы мира, будучи католическим монахом, что Дарвин был глубоко верующим человеком, что Спиноза... что Кеплер... что Мендель... Совершенно верно, господа. Эти и многие другие великие люди умели мыслить и в контексте веры, и в контексте знания. Они умели это, потому что успешно отделяли один контекст от другого. Более того, они догадывались, что доказательство существования бога приведёт к быстрому крушению религии как способа мировосприятия, ибо нельзя верить в то, что доказано - верить как в нечто высшее и непостижимое. И потому они даже не пытались искать таких доказательств.
А вот многие недоучки-неофиты ищут такие доказательства. Хотя "ищут" - это сильно сказано... Они пытаются объявить такими доказательствами некоторые результаты научных исследований. К примеру, бозон Хиггса был объявлен "частицей бога", а выход результатов работ на адронном коллайдере за пределы эйнштейновой физики - прямым таким доказательством. Видимо, решили не отставать от этого тренда и наши попы, создавая свою кафедру в МИФИ для непосредственного наблюдения за результатами работы и моментального объявления "руцей божьею" всего того нового, что не будет укладываться в уже известные теории.
Разделение контекстов веры и знания является признаком взрослости человеческого ума. Что же способны дать горе-проповедники, неспособные разделять контексты, людям со сложившимся мировоззрением? Ничего. А что способны дать растущим детским душам те, кто находится фактически на одном с ними уровне, но мнит себя взрослыми? Тоже ничего - и это в лучшем случае.

храмомания, наука и религия

Previous post Next post
Up