(no subject)

Jun 21, 2024 11:29


< К предыдущей части...

День второй. Часть 1
      В 0 часов 20 минут наш самолет вылетел в Архангельск. Расстояние от Санкт-Петербурга до Архангельска около 750 км. по прямой, лететь примерно полтора часа. Летели мы на самолете АН-148. Я не часто летаю, сравнивать особо не с чем, но самолет произвел вполне хорошее впечатление.
Около двух ночи, строго по расписанию мы благополучно приземлились в аэропорту Талаги. Достаточно быстро привезли и выдали багаж, пассажиры потянулись на выход. Постепенно все встречающие и прилетевшие пассажиры разъехались, за исключением нескольких человек, ожидающих свой рейс, полиционера и служащей аэропорта за рамкой на входе. Мы же расположились за столиками неработающего ночью кафе в зоне прилета и осмотрелись по сторонам. Разумеется, отметили благополучное приземление и начало путешествия


Борис, аэропорт Талаги, отмечаем прилет...

Сидеть без дела в аэропорту нам предстояло до половины восьмого утра, до начала регистрации на рейс Архангельск Нарьян-Мар - Амдерма. За это время мы выпили бутылочку коньяка, успели по очереди подремать, прогуляться по площади перед аэропортом, а Боря даже уже успел познакомиться с группой латышей, которые, как выяснилось, тоже летят в Амдерму на сплав по реке. Очень позитивные и решительно настроенные ребята, слаженная команда, которые каждый свой отпуск проводят в интересных и труднодоступных местах. Чтобы оценить их желание побывать в Амдерме надо просто понимать на сколько сложно иностранцу получить пропуск в погранзону.



Вот так мы по очереди немного поспали…

Так как кроме самого аэропорта и площади перед ним нам в Архангельске нигде побывать не удалось немного рассказу об аэропорте:

Аэропорт называется Талаги по первоначальным названиям двух хуторов и небольшой деревни, расположенных в Соломбальской волости Архангельского уезда Архангельской губернии.История аэропорта Архангельска начинается с 20-х годов XX века и тесно связана с развитием Гражданской авиации на Севере. Аэродром Талаги был построен в 1942 году, как военный. Взлетно посадочная полоса была из деревянных решеток заполненных гравием. Зимой 1963 года в районе деревни Талаги, на месте заболоченного редколесья, военные строители закончили укладку бетонных плит взлетной полосы с искусственным покрытием. Датой создания аэропорта "Архангельск" (Талаги) считается 5 февраля 1963 года. На сегодняшний день аэропорт Талаги является третьим по величине аэропортом в северо-западной части России, его опережают лишь Пулково и Калининградский аэропорт.

Аэропорт Талаги, Терминал 1



Аэропорт Талаги, Терминал 2


АН-24. Возможно именно на нем нам предстоит лететь…


Памятник самолету ЯК-18Т, увековечанному по инициативе лётчиков-ветеранов гражданской авиации Русского Севера. На стеллу вынесены слова"Ты нам открыл дорогу в небо! Низкий поклон тебе, дорогой наш товарищ, от всех лётчиков России!"


Памятник ИЛ-14. Именно этот установленный в качестве памятника самолет трудился в небе рекордные 32 года, девять из которых провел в ледовой разведке, сопровождая суда и самолеты в Арктике, исследуя погодные условия и ледовую обстановку на Северном морском пути

Наконец-то, в 7-30 утра объявили регистрацию на наш рейс и мы подошли к стойке регистрации. Удивила не только длинная очередь на регистрацию, сколько огромное количеству вещей вокруг очереди. Отдельно очень выделялись латыши с большими тюками со снаряжением для сплава. Ребята шутили, фотографировались, были очень позитивны и решительно настроены. Зарегистрировавшись на рейс, мы, пройдя через рамку и досмотр, оказались в зоне вылета. Латыши веселились, попивая вино из небольших бутылочек, которые продавались в буфете. Через некоторое время нас пригласили пройти на посадку.
        Лететь нам предстояло на АН-24. Что можно сказать про этот самолет - выпускался с 1959 по 1979 год. С 60-х годов основной самолет региональных авиалиний, до сих пор является надёжным перевозчиком на Крайнем Севере. Имеет высокую надежность и большой запас прочности. Есть много роликов о взлете и посадке АН-24 на раскисшие весной грунтовые полосы крошечных аэропортов и взлеты по снежной жиже…. Для таких непростых, а бывает и экстремальных условий он и создавался. Лично меня напрягало, что его возраст перевалил далеко за 30, но это я просто боюсь летать)).
        Посадка в самолет осуществляется через дверь-трап по левому борту в хвостовой части. Часть груза размещается прямо в носовой части салона. Груза много, а в Нарьян-Маре еще добавится. Самолет из Архангельска в Амдерму летает раз в две недели, а это единственный способ доставить в Амдерму груз.
Салон самолета довольно тесноват, во всяком случае, мне с моим ростом 185 было сложно уместиться и не упираться коленками в спинку сидения передо мной.
        Наконец-то посадка закончена и самолет порулил на взлет. Замерев в начале ВПП, получил разрешение на взлет, взревел двигателями, задрожал и начал разгон. Мне в этот момент вспомнился анекдот, как стюардесса объявляет пассажирам лайнера, что на борту есть несколько баров, поле для гольфа и даже бассейн, а вот теперь со всей этой фигней мы попробуем взлететь….
        Взлет прошел удачно. Первая часть пути, от Архангельска до Нарьян-Мара, занимает около двух часов. Внизу облачно. В самолете довольно непринужденная и веселая обстановка, мало того, что многие пассажиры знают друг друга, разговаривают, смеются, шутят, так и из носовой части периодически раздавался смех латышей.
        Как-то незаметно, удалось даже подремать, долетели до Нарьян-Мара. После посадки покидаем самолет и на автобусе нас доставляют в здание аэропорта. Хоть выходить из «закрытой» зоны и нельзя, мы смогли договориться со служащими и вышли покурить на улицу. На улице пасмурно и гораздо холоднее, чем в Архангельске, по ощущениям градусов 10-12.



В аэропорту Нарьян-Мара. Загадочная конструкция, мы назвали ее «суровый северный кондиционер».

Через непродолжительное время нас настойчиво попросили пройти обратно в «закрытую» зону и потом на посадку. В Нарьян-Маре добавились пассажиры и груз. При посадке хотел сфотографировать наш самолет, но местные служащие категорически запрещали это делать. От Нарьян-Мара до Амдермы лететь около часа, может чуть больше. Даже несмотря на то, что в салоне было душно и неудобно сидеть, время пролетело незаметно.

И вот, наконец-то, загорелось табло «пристегните ремни», самолет начал снижение. Мы очень надеялись посмотреть на тундру, на остров Вайгач, на Карское море с высоты и возможно даже что-то сфотографировать. Для этого по совету Виталия (Якута) мы специально сели по левому борту, но была сплошная низкая облачность, и наш самолет вынырнул из облаков только перед самой посадкой.
Посадка была мягкой. Сразу же после посадки, как только самолет остановился у здания аэровокзала в самолет вошли пограничники для проверки разрешения на въезд в погранзону. Самое смешное в том, что они почему-то прошли мимо нас и наши разрешения мы предъявляли уже потом, в здании аэровокзала. Как только вышли из самолета сразу ощутили «ледяное дыхание Арктики» - на улице градуса 3-4, ветер и намечается дождик. Ну что ж, здравствуй Амдерма!

Борис:
Сидеть/лежать/ходить в аэропорту всю ночь было конечно скучно. Коньяк быстро закончился, буфет закрыт, и надо было хоть немного поспать, ведь мы не знали, сколько нам потом придётся обходиться без сна по приезде в Амдерму. Вроде как сразу должны были стартовать на место, и дорога обещала быть неблизкой. Латышам было веселее, с их-то нескончаемым запасом бутылочек, подходили познакомится, пока Серж спал. На посадке я был, мягко говоря, сильно удивлён количеством их вещей, зная, что едут именно на сплав.
В самолёте люди сидели только на взлёте и посадке, в остальное время ходили по салону как у себя дома. Обстановка более чем непринуждённая, все друг с другом явно давно знакомы. По-моему, даже к пилотам ходили. Никогда такого не видел.

Прямо в здании аэропорта Амдермы нас встретил Виталий (Якут) и познакомил с Дмитрием и Андреем. По планам, Виталий с Андреем будут сопровождать группу латышей на сплаве, а Дима будет с нами на базе Южная.



Дмитрий, Андрей, Виталий

Пока шли от самолета до здания аэропорта, ощутимо замерзли. Быстренько достали вещи из ручной клади, утеплились. Здесь наконец-то и предъявили пропуска начальнику местного пограничного гарнизона, который уже нас разыскивал. После улаживания всех формальностей вышли из здания аэропорта перекурить и ждать багаж, который именно так, просто на улицу, и вывозит бортовой ЗИЛ. Никакой ленты выдачи багажа или чего подобного в Амдерме нет. Багаж из самолета загружается прямо в машину и вывозится на площадку перед крыльцом аэропорта, где и выдается пассажирам прямо с машины.



Здание аэропорта



Параллельно ВПП заброшенные строения инфраструктуры аэропорта



Лагуна, отделяющая песчаную косу, на которой находится аэропорт, от материка

При всей кажущейся провинциальности аэропорт в Амдерме довольно серьезный, а вернее, был серьезным аэропортом, и надо рассказать о нем поподробнее:

Взлетно-посадочная полоса аэродрома оборудована на песчаной косе. При посадке самолет делает разворот над Амдермой и снижается. Если смотреть при этом в иллюминатор, то на какой-то момент создается полное впечатление, что садимся на воду. И уже потом, в самый последний момент появляется песчаная коса, на которой оборудована бетонная ВПП и следует посадка. Располагается ВПП между лагуной, в которую впадает река Амдерминка и морским побережьем.
        На месте нынешнего расположения аэропорт Амдерма был построен в 50-х годах прошлого века. А первый самолет приземлился в Амдерме 28 марта 1938 года немного восточнее нынешнего расположения аэропорта, в самом начале песчаной косы. Эта ВПП была ограждена бочками с горючим, которые поджигались в темное время суток для ориентации пилотов. Расположение ВПП на берегу моря было удобно еще и тем, что можно было принимать гидросамолеты, активно используемые в то время. А поскольку Карское море спокойным и чистым ото льда бывает ограниченное время, существовал и запасной аэродром на озере Тоин-то. Здесь же, но на правом берегу реки Амдерминка находилось здание, где размещались диспетчера и руководитель полетов.
        Развитие авиабазы в Амдерме можно проследить, например, по численности сотрудников: если в середине 40-х годов их было 10-15 человек, в 1949 году 53 человека, к 1958 году уже 158 человек, то к 1979 году численность сотрудников составляла около 400 человек, примерно столько, сколько сейчас людей вообще проживает в Амдерме.
        Чтобы оценить масштабы работы аэропорта, приведу статистику за 10 месяцев 1950 года: принято 757 самолетов - в среднем 75-76 самолетов в месяц! В Амдерму прилетело 2735 пассажиров, вылетело 2914. Любопытен еще один факт: в 1955 году аэропорт Нарьян-Мара был передан в подчиненность базовому аэропорту Амдерма, равному которому не было в области. Самолеты, которые он мог принимать, не могли приземлиться ни в Нарьян-Маре, ни в Архангельске.
        В 1964 году закончено строительство нового здания аэропорта Амдерма, и в этом же году аэропорт переходит на круглосуточный режим работы. Имея современную ВПП, аэропорт обеспечивал работу трансатлантической трассы в качестве промежуточного и запасного аэродрома. Через Амдерму самолеты летали в Хатангу, Тикси, Певек, Магадан, Норильск, Диксон. Пока, например, в Норильске не было ВПП, пригодной для приема турбовинтовых большегрузных самолетов, пассажиры и грузы доставлялись до Амдермы и здесь перегружались в самолеты, которые могли приземлиться в пункте назначения.
        За годы работы аэропорт не раз становился базой для испытания авиационной техники: Ту-134, Ан-72, Ан-76, Ми-26. С 1970-х годов в Амдерме стали совершать посадку самолеты Ту-154.
        По воспоминаниям работников аэропорта, в 70-х годах интенсивность полетов была очень высока: 6-10 рейсов в сутки по центральному расписанию самолетов 1-го класса, несколько рейсов самолетов 3-го класса. Кроме этого, 6-10 рейсов вне расписания на грузовых самолетах, около 10 рейсов легкомоторных самолетов, и рейсы самолетов ледовой разведки. Также на аэродроме базировались вертолеты нефтегазоразведочной экспедиции.
        Кроме того, с 1956 года и по 1993 год на территории поселка размещается 72-й гвардейский истребительный полк. Самолеты перехватчики Як-25, истребители Миг-19, а впоследствии дальние перехватчики Ту-128 и истребители Миг-31 размещались на аэродроме, и соответственно, осуществляли с него вылеты.
        Говорят, что в те года взлет или посадка осуществлялись в аэропорту каждые 20 минут. Это правда, но в нее очень трудно поверить, зная, что сейчас численность сотрудников сократилась до 30-ти человек, а аэропорт принимает раз в две недели рейс Ан-24 Архангельск-Нарьян-Мар-Амдерма, и раз в две недели рейс Ан-2 или вертолета Ми-8 из Нарьян-Мара. Изредка ещё залетают самолеты и вертолеты пограничной службы. И всё. Тем не менее, когда мы были в Амдерме, видели, что здание аэропорта интенсивно ремонтируется, а учитывая госпрограммы по освоению Арктики, это вселяет небольшой оптимизм относительно перспектив аэропорта.
      И вот, наконец-то, багаж получен и нам предстоит теперь увидеть саму Амдерму. Мы вместе с вещами загрузились в кузов буханки-головастика и двинулись в поселок.

Борис:
        Насчёт 30 работающих человек в аэропорту: за всё время при вылете туда и обратно, я так вообще увидел только трёх-четырёх работников аэропорта. Тётеньку в кассе, она же потом выводит пассажиров на посадку, ещё один человек проверяет билеты, он же досматривает багаж, ну и грузчики. Не удивлюсь, если тётенька из кассы ещё занимается уборкой, а товарищ из службы безопасности является заодно и водителем топливозаправщика. Тем не менее, работают слаженно и быстро, молодцы.



Дорога от аэропорта в поселок



Вместе с нами в кузове ехал еще один пассажир, из местных...

Приехав в поселок, первым делом переоделись в более подходящую для данной погоды одежду и решили сразу пойти закупить продукты, чтобы быть полностью готовыми к выезду на базу Южная. Взяли маленький рюкзачок и в сопровождении Димы пошли в магазин.

Продолжение следует...>
Previous post Next post
Up