Мое понимание темпоральности

Nov 20, 2023 21:25


Для меня темпоральность - это прежде всего набор прично-следственных случайностей рождающихся и умирающих внезапно и со всех сторон. Время, осознаваемое нами, - это и есть как раз попытка победить эти случайности. На наше бытие обрушиваются масса внешних и внутренних факторов, которые рождают в нашем сознании желание что-то совершить в ответ. При этом факторы все время наваливаются на нас, даже когда мы их не можем определить здесь и сейчас, а они уже воздействуют и вызывают изменения, которые и есть по сути жизнь.

При том, что все эти случайности - это тоже некие события, причина следственная связь который так же вызваны теми или иными воздействиями, в том числе и нашими, и которые так же есть некие временные события, которые как присутствуют.

Наше сознание и наше действие пытаются разглядеть в этом огромном ежесекундном воздействии хоть какую-то более менее слаженную схему, некую струну, чем-то актуализировать этот хаос, что бы как раз успеть осознать более менее эффективный ответ и либо осознать воздействие, а за ним осознать спонтанный ответ и как-то это все упорядочить, для создания не спонтанного ответа-вопроса, а создание системный, упорядоченные, осознанный ответ, которые так же будет находится под угрозой внезапного непрерывного воздействия случайностей.

Для меня вообще жизнь - это создание более менее стабильного отношения со случайностями: инструменты, одежда, еда, жилье, обряды, умения, обучение, все это ответы на темпоральность мира.



Для возникновения какой-то картинки в голове могу нарисовать некую временную линию, параллельно которой возникает тысяча разных параллельных линий событий, которые порождены другими параллельными линиями и вся это волна линий и есть по сути состояние темпоральности. Тысячи и миллионы событий, которые рождают тысячи и миллионы причин и следствий, которые формируют наш вектор жизни. При этом наша мысль рисует этот вектор жизни, как некую прямую, между двумя точку, но на самом деле это извилистый мятущийся вектор имеющий тысячи и миллионы ответвлений, тысячи и миллионы причинно-следственных конструкций.

Представьте себе кристалл, который растет вроде как по законам физики вверх, но при этом он рождает тысячи ответвлений. Так вот этот кристалл имеет такую же разветвлённую схему корней, как и схему ветвей. При этом четкой точки концентрации и перехода корней в ветви как бы нет, это такой хаос сцепки до и потом.

Что бы еще проиллюстрировать мое понимание темпоральности. Представьте себе на секунду, как работает ваш мозг. Он рождает некие вспышки, которые мы воспринимаем как мысли, как озарения. Так вот эти вспышки нам кажутся довольно логичными и строящимися по некой схеме причинно- следственных действий. Так вот на самом деле причинность этих мыслительных вспышек нами в большей степени не осознается. Воздействия которые рождают ту или иную мысль в нашей голове нами воспринимаются лишь на жалкие 10% (вольная цифра). Все остальное нами не воспринимается поскольку мы не знает, что вытолкнуло на самом деле мысль наружу. Какой внешний или внутренний фактор, какое волновое пронизывающее всю вселенную воздействие, как химическая реакция внутри организма, какие шумы, какие блуждающие мысли, какая смена картинок, какие звуковые колебания сложившиеся в символы.

Добавьте еще к этому огромный поток прерывающих нашу мысль воздействий, останавливающий, отвлекающий. Это нам кажется, что мы мыслим в некой логической последовательности. И даже мы создаем сосредоточением, неким волевым усилием как бы систему собирания разных факторов, и как бы канализируем нашу мысль. Мы устраняем внешние и внутренние воздействия способные сбить нас с этого сосредоточения. Наше волевое усилие может быть весьма значительным, что бы все это слилось в единый вектор мысли. Мы рождаем продукт и потом начинаем еще более сильнее канализировать его, все больше подчиняя нашей внутренней логической дисциплине. Мы играем с разными составляющими, что бы продукт был более отточенным. И вдруг через некоторое время понимаем, что это вечный процесс. Что вдруг выясняется, что что-то в канализировании привело в тупик, а что-то другое  вдруг повернулось в ненужном смысле, потому что ровно несколько секунд назад этот знак был эмоционально и смыслово другим, потому, что мы сами были другими. И вот уже продукт надо доносить и отдавать кому-то, потому что завтра доносить будет нечего.

Деятельность нашего мозга показывает нам высшее состояние темпоральности, высшее состояние случайностей рассеивающее то, что было сложено в нечто понятное другим.

Приглядитесь к тому, как мы формулируем нашу мысль и там мы наблюдаем точно такую же темпоральность. Да, есть волевое усилие, которое воплотилось в правилах языковых конструкций, как на письме, так и в звуке. Но и здесь все выливается в некое хаотическое нагромождение, от которого один начинает рыдать, а другому оно безразлично. И там тысячи элементов сложения: интонация, опускание звуков, рождения новых звуков, сопутствующие звуки, использования внешних и внутренних звуков. Мы более менее договариваемся о времени сосуществовании этих звуков, но это время ограничено и завтра это уже звучит двусмысленно, а то и трехсмысленно.

Добавьте сюда еще разность восприятия времени, да и саму разность временной скорости для разны субъектов темпоральности. Геологический скорость времени различается от биологической скорости времени. Внутри биологического времени также есть большие различия в скорости. Внутри тех или иных социальных процессов тоже разное время. Я уж не говорю о планетарных скоростях или молекулярных скоростях.

Причинно-следственный отрезок геологический даже не замечает биологического причинно-следственного отрезка.

Мыслительные процессы человека способны во все этой темпоральности разглядеть лишь какую-то одну ветвь, какой-то один временной отрезок, какой-то малый набор причинно-следственных факторов, не замечая большей части сплетений, не замечая большей части воздействующих элементов.

Previous post Next post
Up