РАКЕТНЫЙ КРИЗИС. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС МОРСКИХ И УГОЛЬНЫХ БАЗ США НА КУБЕ.

Jan 09, 2018 22:47

Территориальные соглашения между США и Кубой об аренде первоначально касались двух военно-морских баз: печально известного залива Гуантанамо и Байа Онда. Последний находится всего в 80 км от Гаваны, на другом конце острова от Гуантанамо. Договор между от 23 февраля 1903г. (Agreement Between the United States and Cuba for the Lease of Lands for Coaling and Naval stations; February 23, 1903: http://avalon.law.yale.edu/20th_century/dip_cuba002.asp) устанавливает территориальные границы арендуемой территории, а также провозглашает аренду «на срок, необходимый для целей военно-морских баз и угольных станций» (ст. I Договора) (то есть, фактически бессрочно). Важным элементом этого договора является ст.II, где говорится, что территории предназначены исключительно для использования в качестве военно-морских баз и угольных станций и ни для каких иных целей.



(Базы Байа Онда и Гуантанамо на карте Кубы)Договор от 23 февраля 1903 г. описывает правовой статус территорий Гуантанамо и Байа Онда таким образом, что с одной стороны США признаёт суверенитет в отношении этой территории за Кубой, с другой же, на весь срок «занятия» (английская версия соглашения использует в этой статье термин occupation, а не lease - аренда) «Куба соглашается с тем, что США осуществляют полную юрисдикцию и контроль над этими территориями с правом занять любой участок суши или иную собственность в государственных интересах посредством покупки или осуществления права на принудительное отчуждение» по согласованию между двумя правительствами (США и Кубой) и с компенсацией ущерба собственнику.»



(территория базы Гуантанамо)
Взаимоотношения Кубы и Соединенных Штатов, закрепленные Поправкой Платта и включенные в Конституцию Кубы 1901 года также дублируются и в Договоре о взаимоотношениях, подписанном 22 мая 1903 года (Cuban-American Treaty of Relations: http://www.historyofcuba.com/history/havana/treaty.htm). Согласно ему, Куба обязалась не вступать с отношения с иностранными государствами, которые могут негативно повлиять (попытаться хотя бы попытаться) на независимость Кубы, а также не позволять никаким иностранным государствам посредством колонизации или с военно-морскими целями занимать или контролировать любую территорию острова. За правительством США сохранялось право на интервенцию «для поддержания независимости Кубы, приверженности правительства Кубы защите жизни, собственности и личной свободы, и «с целью выполнения обязательств в отношении Кубы, возложенных на Соединенные Штаты по Парижскому договору*, которые сейчас передаются и принимаются на себя правительством Кубы».

Таким образом, фактический протекторат, установленный последовательно Поправкой Платта, Конституцией Кубы и данным договором, Штаты оправдывают обязательствами по мирному договору между с предыдущей метрополией.

Этот же договор содержал и ряд экономических требований к правительству Кубы. В частности, запрещал правительству Кубы брать внешние займы, для погашения которых обычных доходов Кубы было бы недостаточно.

Согласно следующему заключенному договору - О предоставлении Правительством Кубы Соединенным Штатам Америки определенных морских и сухопутных территорий для угольных станций и морских баз в Гуантанамо и Байа Онда от 2 июля 1903 года (Lease to the United States by the Government of Cuba of Certain Areas of Land and Water for Naval or Coaling Stations in Guantanamo and Bahia Honda; July 2, 1903 http://avalon.law.yale.edu/20th_century/dip_cuba003.asp), - стоимость аренды военно-морских баз на Кубе составила 2000 долларов США «в золотых монетах США» (в пересчете на современные деньги эта сумма составила бы около 53.000 долларов, согласно данным о потребительских ценах Бюро статистики труда США). Для сравнения можно привести суммы для других военно-морских баз США. Например, база в Джибути обходится правительству США приблизительно в 63 миллиона долларов ежегодно (согласно данным Al Jazeera http://www.aljazeera.com/news/americas/2014/05/us-secures-10-year-deal-djibouti-base-20145655315274469.html), а содержание зарубежных военных баз в целом составляет порядка 150 млрд. долларов ежегодно (включая военное присутствие в Афганистане и Ираке; цифра приблизительная, по материалам СМИ, но полагаю, что порядок и правда примерно такой, соответствующий бюджету, например, Финляндии).

Возвращаясь к условиям протектората, кроме предоставления территории, правительству Кубы надлежало «немедленно выкупить частную собственность, расположенную на арендуемых территориях». При этом, Штаты готовы были предоставить необходимую для выкупа сумму правительству Кубы при условии, что она будет зачтена в последующие платежи. В то же время, на арендованных у Кубы территориях не могло быть учреждено никакое «торговое, производственное или иное предприятие», а грузы и торговые суда их перевозящие, предназначенные для баз США, освобождались от всех таможенных пошлин, портовых и иных сборов.



(карикатура на Т. Рузвельта и "большую дубину" как новый принцип дипломатии США)
Среди прочего, договор от 2 июля содержит положения о взаимной выдаче укрывающихся на территории Кубы или баз США «беглецов от правосудия, обвиняемых в преступлениях и проступках». Причем, в отличие от современных соглашений, регламентирующих выдачу, преступления и проступки рассматриваются в соответствии с национальным правом каждой из стран, в которой они были совершены, и не обязаны считаться противоправными в государстве, осуществляющем выдачу.

Юрисдикционные положения, установленные предыдущими нормативными документами - Поправкой Платта, Конституцией Кубы и Договором от 23 февраля - дополнены в июльском договоре правом США препятствовать передвижению морских судов, выходящих из регулярных портов Кубы и проходящих через арендуемую территорию, в случае войны.

Аренда базы в Байа Онда была прекращена в 1912г. в обмен на расширение территории Гуантанамо, о чем говорится в ежегодном послании президента Уильяма Тафта 3 декабря 1912 г. (http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=29553). Соглашение об увеличении территории базы в заливе Гуантанамо было подписано послом США на Кубе, Бопре и президентом республики 27 декабря 1912г. (текст соглашения, включенный в переписку посла и государственного департамента США: https://history.state.gov/historicaldocuments/frus1912/d421).

В 1934 году Поправка Платта была отменена. За то время, пока она действовала, США успели еще раз оккупировать Кубу - в результате кризиса президентской власти в 1905-1906 гг.. Штаты воспользовались положениями Поправки Платта, и временным губернатором республики был назначен Уильям Тафт, на тот момент еще военный министр США. Согласно посланию кубинскому народу от 26 сентября 1906 г., временное правительство на Кубе было установлено только на срок, необходимый для восстановления мира, порядка и общественного доверия и проведения выборов.

Договор между Кубой и США от 29 мая 1934 г. (Treaty Between the United States of America and Cuba; May 29, 1934 http://avalon.law.yale.edu/20th_century/dip_cuba001.asp) сохранял действие положений договоров 1903 г., регламентирующих статус базы Гуантанамо до тех пор, пока два правительства не согласятся их изменить. В следующий раз вопрос о статусе базы поднимался, как не сложно догадаться, во время ракетного кризиса.

*Речь идет о Парижском мирном договоре 1898 г. между США и Испанией по итогам испано-американской войны.

профдеформация, ракетный кризис

Previous post Next post
Up